Вы здесь
Главная > Интервью > Ива Нова: «У нас полная свобода действий!»

Ива Нова: «У нас полная свобода действий!»

«Наше слово — Ива Нова – это не фамилия. Это зверь пятиголовый, морда крокодилия!» Так описала себя группа двенадцать лет назад в песне «Степная». С того времени многое изменилось: «зверь» на деле оказался открытым, дружелюбным и совсем не страшным. Арт-журнал ОКОЛО узнал, как группа обходится без одной «головы», почему музыканты дружно вступились за коричневый цвет и кого из участниц вдохновляют медузы.

IMG_5658-2-2

Как вы пришли к тому, что сейчас есть, то есть к своему нынешнему стилю?

Наталия (аккордеон): Мы пришли, не думая о стиле.

Екатерина (барабаны): Раньше это можно было назвать более узко – этно-панк.

Анастасия (вокал): Поначалу все играли, как могли.

Е: Музыка постепенно обрастает чем-то новым: в голову приходят разные мысли, есть постоянное желание что-то менять и экспериментировать. Это приводит к тому, что мы никогда не знаем, что получится.

Н: У нас полная свобода действий! Нет «не нашего» стиля. Каждый выражается и делает, как считает нужным.

Е: К тому же, мы все – разные люди. Наташа закончила консерваторию, Галя играла в основном в джаз-блюзовых коллективах. Какие-то влияния все время перемешиваются. Все это отражается в музыке.

IMG_5615-2

Расскажите о новом альбоме  «Кутила Пила». В нем гораздо больше электронного звучания. Почему?

А: Новое звучание последнего альбома во многом зависит от смены состава. Долгое время нас было пять человек. Два года назад ушла гитаристка, и нас стало четверо. Гитара – очень сильный инструмент: она занимает много пространства и дает конкретное звучание. Без нее звук сильно меняется. Состав сам собой – такой, какой он есть – дает перемены. Сейчас у нас новая бас-гитаристка – Галя. С музыкантами нам всегда везло, однако надеемся, что мы уже окончательно нашлись!

А: Каждый из нас стал изучать свой инструмент. Наташа купила процессор к аккордеону.

Е: Я добавила к естественному звучанию установки барабанный сэмплер.

Н: Настя использует вокальный процессор и, конечно, большая роль легла на клавиши.

Е: Они всегда были, но теперь для них освободилось больше пространства. Соответственно, появились такие классные звуки как «вжжж», которые раньше Настя никогда не использовала. Эксперименты со звуком — это бесконечный процесс.

IMG_5619-2

Как началось сотрудничество с саунд-продюсером Ричардом Дойчем? Часто прислушивались к его советам во время записи альбома?

А: С Ричардом Дойчем мы были знакомы уже давно: он музыкант, у него самого есть несколько интересных проектов. Позже мы узнали, что он активно записывает. Мы уже записали три альбома и поняли, что нам чего-то не хватает: хотелось другого подхода. Подход звукорежиссера зачастую профессиональный, но вместе с тем «стерильный», одинаковый. Для кого-то это прекрасно, но для нас слишком вылизано. Мы хотели другого взгляда, а поскольку Ричард – человек европейский, с другой школой и другим вкусом, мы решили ему довериться. Мы долго обсуждали песни, и, наконец, нашли общий язык. Он добавил «красотулек» и совсем ничего не пытался испортить (смеется). Поэтому мы очень довольны.

Е: Изначально у него были свои мысли, но когда он стал нас записывать, то сказал: «У вас всего и так достаточно». В музыку он не лез. Он помог донести нашу музыку до слушателя так, как мы этого хотели.

IMG_5643-2

Все ли задумки удалось осуществить в новом альбоме?

А: Все, до которых мы додумались на тот момент – да. Но у нас уже много новых задумок!

Появилась информация о том, чтовы собираетесь в скором времени снимать клип. Раскройте секрет: на какую песню будет видео, в чем его идея?

А: Съемки уже прошли. Решили не ждать: начали собирать денежки по друзьям и знакомым. Нам повезло, потому что мы снимали с Андреем Кезиным – харизматичным, сумасшедшим и клевым фотографом и клипмейкером. У него невероятно талантливая команда! Все работали за идею, что для нас было совершенно удивительно, ведь все они –профи. Они сделали все прекрасно!

Н: Погода нам благоприятствовала: все три съемочных дня температура держалась от 0 до -2, хотя до этого была -8. Пошел снег, который был необходим для сюжета. Как будто его включили специально для нас!

А: Клип на песню «Сигналы». Выход ожидается в марте. Это история вне времени и пространства, о поиске себя.

Н: Такая философская притча.

А: Очень драматически насыщенная.

IMG_5640-2

Вы много выступаете в разных городах и странах. Интересно узнать про восприятие вашей музыки в странах Европейского сообщества: как там относятся к «русской традиции»?

 А: Я бы не назвала то, что мы играем, «русской традицией».

Н: А как мы воспринимаем африканские мотивы?

А: Публика заграницей иногда «заражается» музыкой гораздо сильнее, чем наша. У них больше свободы воображения: они же не знают, о чем мы поем. Они чувствуют энергию в чистом виде. В Европе народ более музыкально раскрепощенный, открытый.

Е: Выходишь на сцену, а там уже все «тепленькие» — тебя ждут. Наших надо растрясти.

А: У русских, конечно, бывает по-разному. Выступая однажды в Сибири, мы получили большой отклик: тогда народ ещё не переел концертов. Везде по-разному. Это тоже не аксиома. В Европе есть такая тема: они могут прийти на совершенно неизвестную группу, просто прочитав информацию о ней. У нас все бухают дома, а там идут бухать в клуб (смеется).

IMG_5652-2

Как сказала в одном из интервью вокалистка женского коллектива, у женщин и мужчин на сцене разная энергетика. Вы согласны с этим?

Е: Я часто играла в мужских коллективах, и мне всегда казалось, что в эмоциях мужчины более сдержанные.

Н: А иногда и агрессивные! (смеется)

А: Я чувствую разницу. Я выступала как в женских, так и в мужских коллективах: однозначно все по-другому.

Н: В женском коллективе чувствуешь себя как единое целое.

А: Я бы даже сказала, что с женским коллективом легче. Когда я была одна среди мужчин-музыкантов, то чувствовала себя отдельно. Это был мой коллектив, но целостности никогда не выходило. Изначально у нас был такой женский состав, когда никто не умел играть, царил полный бардак, у барабанщицы чуть ли ни палочки из рук вываливались. И даже в таком состоянии, когда было ясно, что никто ничего не может, чувствовалась большая поддержка.

IMG_5613-2

Что для вас важнее всего в музыканте, с которым вы играете?

 Н: Я ценю открытость к экспериментам. Понятно, что музыкальность и эмоциональность – обязательные вещи. Других музыкантов, наверное, и не бывает.

Галина (бас-гитара): Я очень многое ценю в своих коллегах, уже ставших для меня подругами. Ценю колоссальный опыт в области музыки. До этого я играла в разных жанрах, где всегда ставили рамки: «Играй только так и никак больше». Здесь же девчонки провоцируют меня создавать что-то совершенно непохожее на бас-гитарную игру.

А: Например: «Галя, сделай так, чтобы здесь бас-гитара звучала как арфа!» (смеется)

Г: Таким образом, меня провоцируют смотреть шире на мой инструмент.

Е: Мы ценим креатив и драйв. Все остальное – техника, образование – не главное. Хотя, конечно, приятно, когда они есть.

А: Я поняла, что не могу играть с такими людьми, которые идут на концерт, как на работу: у которых отсутствует душевность. Таких много, но для меня это сильный недостаток. Мы все пытаемся сохранить эмоциональное отношение к музыке. Иногда эмоциональность прямо зашкаливает! Но ради этого все и делается.

IMG_5614-2

Почему вы выбрали клуб Ящик для своего выступления? В каком формате будет проходить концерт?

Н: Концертами занимается наш директор Евгений Колбашев: он и договорился. Один раз я там была. Сразу, как заходишь, чувствуешь атмосферу. Меня встретил Артем Комиссаров, и сразу стало понятно: тебя там ждут, твоего концерта хотят.

А: Мы любим открывать для себя новые места. Когда места оказываются душевными, это открытие очень приятное. Мы всегда готовы сыграть в новом месте. Поскольку клуб не очень большой, у нас будет домашний, уютный, теплый концерт.

Е:В клуб придет вся наша съемочная бригада, поэтому мы для них и для всех слушателей сыграем шесть раз песню «Сигналы» так, как они привыкли слушать: нон-стопом! (смеется) Мы всегда немножко меняем программу в зависимости от места. Многое зависит от технических возможностей клуба: не все песни могут прозвучать.

А: Так что мы даже не знаем пока, что будет. Мы это почувствуем уже на месте. Кроме того, у Наташи прямо в день концерта, 31 января, будет День рождения! Там и отпразднуем.

oVVRhUZZGeI

Почему ваш концерт назван «коричневой вечеринкой»?

(дружно смеются)

А: Я так и не поняла!

Е: Когда-то мы сидели все вместе, и нам в голову пришло, что коричневый – недооцененный цвет.

Н: А ведь на самом деле цвет очень-очень хороший! Открываешь любой источник, и там пишут, что коричневый для большого города – просто необходим. Он теплый, уютный, дает ощущение умиротворенности.

А: Мы хотим  сделать теплый, уютный, коричнево-коричный концерт.

Е: Но люди, естественно, при слове «коричневый» думают о другом (смеется). И изменить этот стереотип сложно.

А: Ящик тоже может быть коричневым!

Е: Наше выступление – маленький протест в защиту коричневого цвета.

А: Что там объяснять: всем приходить в костюме какашки!(смеется)

Что вас вдохновляет на творчество? Это могут быть музыкальные исполнители, коллективы, либо что-то стороннее, не связанное с музыкой.

Е: Все и вдохновляет.

Н: Просмотренные фильмы, услышанные концерты, увиденное на улице. Чувства.

А: Вся наша жизнь во всех её проявлениях – вдохновляет.

Г: (невозмутимо) А меня вдохновляют медузы…

 

Текст: Валентина Ивонина

Фото: Александр Костин, Марина Ерискина

comments powered by HyperComments