Вы здесь
Главная > Кино > «Ещё один год»: о вечных истинах на новый лад

«Ещё один год»: о вечных истинах на новый лад

После долгого перерыва режиссёр Оксана Бычкова сняла свой третий полнометражный фильм. «Ещё один год» вышел на экраны кинотеатров, отметившись до этого на трёх фестивалях – Роттердамском, ММКФ и Кинотавре. 

На фильм я шла с большими надеждами  и страхом разочарования. Два предыдущих фильма Бычковой нашли отклик и в статьях критиков, и в сердцах российских зрителей. Хотелось ощутить в себе подобный отклик и на этот раз.

Чувствуется, что все в фильме другое – рука, написавшая сценарий (его авторы – Наталья Мещанинова и Любовь Мульменко), малоизвестные актёры, иная манера съёмки. Да и какой-то особой городской магии, обволакивающей героев предыдущих фильмов, здесь нет. Но выходя из зала, не чувствуешь, что зря потратил время, а при просмотре в голове не возникает вопросов «кто эти люди?» и «зачем мне их показывают?». «Ещё один год» – это хорошо снятый фильм с камерной историей и настоящими земными героями.

kinopoisk.ru

По словам режиссёра, фильм изначально задумывался, как ремейк «С любимыми не расставайтесь» (1979, реж. П.Арсенов), который был снят по одноименной пьесе Александра Володина. Но в итоге режиссёр вместе со сценаристами решили взять из оригинала лишь канву сюжета, по-новому обыграв старую историю.

Так появились Егор и Женя. Он – простой провинциальный парень, зарабатывающий на жизнь тем, что «бомбит» по ночам. Она – видимо, тоже провинциальная, но более утонченная девушка, веб-дизайнер в модном издании, старающаяся «быть в тренде» и подстраивать под этот тренд того, кто рядом. Они разные, они действительно разные, в какой-то момент даже задумываешься, а что вообще свело их вместе? Но они любят друг друга, и это ясно из любой сцены. Она заботливо выбирает ему теплую куртку на зиму, он тратит почти последние деньги и покупает ей на Новый год теплые варежки; они вместе дурачатся, валяясь на снегу, называют друг друга ласковыми прозвищами, подшучивают друг над другом, весело занимаются бытовыми мелочами и нежно, самозабвенно занимаются любовью.

Но разница в характерах и стремлениях двух молодых людей даёт о себе знать. Она смотрит интеллектуальные фильмы по совету коллег, перекрашивает стены в модный цвет, ходит по клубам и вечеринкам, ему же достаточно после работы тихо посидеть дома. Ревность и обида всё разрушают. Сцена развода пролетает почти молниеносно (в отличие  от советского фильма, где сцены в суде занимают значительную часть экранного времени). Герои расстаются, но не перестают любить. Он переезжает, она выкидывает старый матрас, но оба оставляют у себя своеобразные «дары волхвов» – подаренные друг другу куртку и варежки.

И всё-таки, воссоединение неизбежно. Заканчивается фильм, как и его советский предшественник, сценой в больнице. В бреду Женя говорит Егору разные глупости, понятные только ему одному. Вместе ли они выйдут из этой больницы – каждый волен домысливать сам, в зависимости от той или иной степени оптимизма или личного опыта.

Помимо того, что фильм настраивает зрителя на сентиментальный лад (по-хорошему сентиментальный), заставляя сопереживать героям, у него имеются и другие достоинства. Например, внимание режиссёра к деталям. Квартира не выглядит так, будто её пару часов назад специально подготовили для съёмок, забыв о важных мелочах интерьера. Напротив, это квартира, в которой действительно живут, читают книги, укрываются одеялом, включают торшер. Не забыли даже про дату на настольном календаре, совпадающую с титром, открывающим первый эпизод. И нет в фильме практически ни грамма пошлости – это, наверно, отдельная заслуга режиссёра Бычковой, умеющей рассказать историю в тёплых тонах.

Что касается музыки, то вы, конечно, помните незаурядный саундтрек в «Питер FM», ставший, можно сказать, самостоятельным персонажем фильма? В новой картине Бычковой такого вы не услышите. Однако меломанов всё-таки побалуют в одной из сцен голосом Йена Кёртиса из Joy Division.

Фильм Оксаны Бычковой мало похож на картину Павла Арсенова. Но в нём есть то, что напоминает о старых советских мелодрамах, воссоздает атмосферу трогательных и нежных отношений двух людей. Это и квартира, в которой живут Женя и Егор, оформленная в советском, «бабушкином», стиле; и игра актеров, особенно актрисы Надежды Лумповой; и отдельные реплики главных героев, и, безусловно, режиссёрская работа в целом. Благодаря этому возникает ощущение пребывания в другом мире, мире немного иного кино, где не перегибают палку с натурализмом и откровенностью сцен, где герои лишены всякой вульгарности или неестественности. В итоге, «Ещё один год», по счастью, не стал просто «ещё одним фильмом».

 Текст: Дина Шадиева

comments powered by HyperComments