«Железный Крест»:У каждого своя война

В Советском Союзе лента Сэма Пекинпа «Железный крест» была запрещена к показу, и по большей части по причине довольно необычной формы повествования: фильм про события Второй Мировой показывался от лица немецких военных, а цензоры не могли пропустить фильм, во время просмотра которого зритель невольно начал бы сопереживать солдатам нацистской Германии. 1В наши дни, когда разум смотрящего не замутнен идеями коммунистической пропаганды, становится ясно, что причин запрещать кино было мало, потому что большинство немецких бойцов просто оказались заложниками идеологии, навязываемой руководством и власть-имущими, и эти люди действительно заслуживают жалости. kinopoisk.ruИз немецких военных, попавших на восточный фронт, мало кто понимал, зачем их страна ввязалась в эту войну, а главный герой ленты, капрал Штайнер, как никто другой видел весь абсурд и никчемность происходящего здесь. Но и уйти он не мог, даже когда была такая возможность, потому что сам стал частью этой войны, а война стала частью его. Ответственность за каждого бойца из его отряда и жажда сохранить жизнь каждого из них были его основной движущей силой. К войне против внешних врагов добавляется еще и внутренняя – новоприбывший офицер Штрански готов на любые козни и подлоги, чтобы заполучить главную немецкую награду – черный железный крест. Отсиживаясь в штабе во время боев, прусский аристократ ждет случая, который позволит ему стать обладателем сего артефакта и добавить еще одну «галочку» к своему социальному статусу.3В результате, пока советские солдаты сражались за Родину, немецкие солдаты сражались за «железные кресты» для своих командиров и за удовлетворение политических амбиций лиц, стоящих у штурвала Третьего Рейха – не зря кадры с улыбающимся Гитлером в прологе картины перемежаются с кадрами жестоких боев. Пока умирали одни – другие пожинали плоды их трудов. Вот и поэтому просыпается жалость к немецким бойцам, потому что бессмысленно оканчивать жизненный путь ради людей, использующих войну как инструмент получения собственной выгоды, а  участников войны как «пушечное мясо».4Сэм Пекинпа, к 1977 году окончательно скатившийся в пучины алкогольного и наркотического угара, уже не пользовался у студий большим авторитетом, хотя до этого он снял несколько довольно успешных картин и дал второе дыхание такому жанру как вестерн . Виски и кокаин губительно сказались на дальнейшей карьере режиссера, но именно такие неординарные личности зачастую и дают «свежую струю» в буксующих от отсутствия новых идей областях искусства. 5Не имея большого бюджета, так как продюсеры отвернулись от столь ненадежного субъекта, режиссер смог «выжать» из него максимум и снять такие эффектные сцены боев, которым вполне могли бы позавидовать современные кинодеятели, имеющие в своем арсенале более внушительные суммы и доступ к созданию спецэффектов. Деньги на производство картины выделил известный продюсер порно-фильмов из ФРГ, но и их в итоге не хватило, поэтому оборванный финал картины, так органично в нее вписавшийся, стал лишь следствием окончания средств.kinopoisk.ruФильмы Сэма Пекинпа всегда отличали слишком подробные сцены насилия, не стал исключением и «Железный крест». Порой, льющиеся на экран потоки крови, валяющиеся в грязи трупы, по которым ездят грузовики, и даже оторванные половые органы создают отвращение, подобное тому, которые испытывал на себе главный герой «Заводного Апельсина» писателя Энтони Берджесса при прохождении видео-эксперимента по подавлению насилия. И это обстоятельство говорит о том, что лента Пекинпа как антивоенная работает на все 100%, вызывая у зрителя ненависть к бессмысленной бойне, в которую были втянуты советские и немецкие люди.                                                                                                               Текст: Денис Зуев

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения