Вы здесь
Главная > Театр > «Стойкий оловянный солдатик»: Торжество любви

«Стойкий оловянный солдатик»: Торжество любви

Детский спектакль «Стойкий оловянный солдатик» режиссёр-постановщик Виктор Рябов смастерил сразу из нескольких сказок Ганса Христиана Андерсена. Для детей, которые только пошли в первый класс, история о гибели Солдатика и Танцовщицы наверняка была бы невероятно трагичной. Поэтому в канун Нового Года театр БУФФ решил подарить детям добрый подарок – хорошую сказку со счастливым концом.

солдат 5

Печальная, но от этого не менее красивая, история о любви, долге и преданности – мультфильм, созданный студией Союзмультфильм в 1976 году – именно таким представляешь себе Солдатика. Даже сам Андерсен наверное не видел его таким благородным, а любовь Балерины такой искренней. В первоисточнике Солдатик простой и бытовой, у Льва Мильчина в мультфильме (1976 г.) – одухотворенный, а у Виктора Рябова – по-настоящему детский. Режиссер спектакля уверен, что маленькому зрителю нужно показывать все самое лучше, поэтому он просит полной самоотдачи от актеров.

Однако начало спектакля вовсе не детское. Появляясь на сцене, оловянный солдатик (Андрей Подберезский) читает строки Б. Пастернака из «Гамлета»:

 Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске

Что случится на моем веку…

Можно ли считать, что авторы спектакля сравнивают Солдатика с Гамлетом? Если вспомнить, что оба героя стоят обособленно, и каждый из них борется с несправедливостью, то, несомненно, да. Оловянный солдатик не знает, какие сложности встретятся у него на пути, но, как писал Андерсен, «он стоит очень твердо на своей одной ноге» – поэтому все невзгоды наш герой преодолевает с честью. Андрей Подберезский, исполняющий главную роль, действительно обладает военной выправкой: он марширует, чеканя шаг, держит спину прямо, глядя опасностям прямо в глаза. Для него помочь слабому – дело чести, так он освободил Птицу-соловья (Юлия Овсяникова), которая может петь только на свободе.

солдат 4

Пока дети не играют в игрушки, куклы оживают, воображая себя живыми людьми, и начинают играть между собой. Они настолько малы, что вся мебель в доме по сравнению с ними кажется огромной: стол, на котором стоит Свинья-копилка, в несколько раз превышает размеры самих артистов, чуть поменьше стул со стопкой книг и злосчастный камин. Здесь же располагается и картонный замок, в котором живет прекрасная Балерина.

Все артисты спектакля «Стойкий оловянный солдатик» исполняли вокальные партии на музыку Сергея Баневича, создавшего в 1986 году мюзикл для театра им. Ленинского комсомола (сейчас театр-фестиваль «Балтийский дом»). Дмитрий Аверин неожиданно смотрится в образе хулигана-чертенка, хотя после «Ужина дураков», в котором артист сыграл незатейливого простофилю, который портит всем жизнь, от него можно ожидать и объективно отрицательную роль. В спектакле Чертик портит всем жизнь, желая быть главным и иметь возможность обижать слабых.

солдат 3

Не смотря на то, что при БУФФе существует театр для самых маленьких – театр буффиков, премьера состоялась на основной сцене. Зрители были все те же – изменилось их количество. Весь зал действительно был заполнен детворой. Не все из детишек понимали, что на сцене разворачиваются серьезные драматические сюжеты, многие на протяжении всего спектакля шуршали фантиками от конфет, однако даже самые неусидчивые временами выкрикивали имя одного из отрицательных персонажей – «Крыса!» Этот персонаж (М.Титова) часто вытворял какие-то хулиганские проделки, а дети, как истинные знатоки «что такое хорошо, а что такое плохо» незамедлительно реагировали на эти шалости.

Каждый персонаж этого спектакля спел веселую, лиричную или задорную песенку, лишь Балерина (Мария Петрикова) осталась нема.  Она не сказала ни слова, лишь танцевала и смотрела на Солдатика печальными глазами. Танцовщица не изображала балерину, она ею как будто была: изящно двигалась по сцене, успешно выполняя все балетные фуэте и па. Не мудрено, что Солдатик влюбился в загадочную Балерину с первого взгляда.

солдат

Не кровожадные желания, а близость первоначальному материалу теплили надежду на оригинальную концовку. Но нет. Если вы ждете в этом спектакле финала с маленьком комочком олова в форме сердца, что служанка выгребла из камина, то придется вас разочаровать. Здесь над смертью торжествует любовь. Не слишком правдоподобно и не очень оправданно, но героев ждет спасение. Отчасти за счет новых персонажей, которых Виктор Рябов ввел в спектакль: Заводной соловей (Илья Кузнецов), Свинья-копилка (Н.Соболь), Деревянный Конь (Вячеслав Лебедев). Эта дружная команда из разных сказок Андерсена сошлась в одном спектакле, чтобы сделать его насыщенным действиями и персонажами, а заодно изменить ход печальной истории Солдатика и Балерины. В этот раз никто не будет плакать – только подпевать артистам.

Словами Пастернака Солдатик резюмировал: мы не знаем того, что ждет нас завтра, об этом можно только догадываться. Но качественный детский спектакль обязательно напомнит подрастающему поколению о важных истинах – любви, порядочности, искренности. Возможно, печальная концовка смогла бы научить детей сопереживать, но в постановке театра БУФФ стук игрушечных сердец не прекратится, а это значит, что у детей сохранится вера в добро.

 

Текст: Екатерина Приклонская

Фото предоставлены пресс-службой театра

comments powered by HyperComments