Вы здесь

P.S. Мы

Улица Рубинштейна, дом 18. Многим известен этот адрес, здесь расположен Малый Драматический Театр – Театр Европы. В ноябре МДТ представил публике фестиваль современной национальной драматургии, прозы и поэзии «Мы и Они = МЫ».

1

В рамках фестиваля были показаны семь спектаклей по пьесам и прозе: «Очищение» Софи Оксанент (Эстония), «Женщина и война» Алэны Польц (Венгрия), «Человеческий фактор» Франсуа Эммануэля (Венгрия), «Беруши» Олжаса Жанайдарова (Казахстан), «Русский и литература» Максима Осипова (Россия), «Наш класс. История в XIV» Тадеуша Слободзянека (Польша) и «Поэтический P.S.».

Почему режиссеры решили поставить и представить на фестивале именно эти пьесы? Каждый спектакль – это отдельная история жизни человека, народа и страны. Чего только не видело человечество! И каждое поколение историю произошедших событий ощущает по-своему. Они и мы… Время, которое летит, связывает нас, сталкивает наши взгляды, но все это – только чтобы понять жизнь, события и взгляды поколений.

2

Предательство, доверие, справедливость, добро и зло – эти понятия затронуты в каждом спектакле . Все постановки с минимумом декораций: лишь серые деревянные настилы, стулья и задник черного цвета. Костюмы актеров также выдержаны в одной цветовой гамме: черные платья на женщинах с чисто белыми воротничками и рукавами, на мужчинах черные брюки, светлые рубашки, а на них серый, либо черный верх. Все лаконично и не отвлекает от действия на сцене.
Каждый спектакль запал в душу, но я бы хотела акцентировать внимание на двух спектаклях, которые, как молот по наковальне, напоминают, что война – самое страшное, что мог видеть человек.

3

Наш класс. История в XIV
Пьеса повествует об одноклассниках, которые жили в мире и согласии до войны. Весь класс – как семья. Да, кажется, что герои спектакля являются звеньями одной цепочки, которую нельзя разорвать. Абрам (Филипп Могильницкий) уезжает в Америку, но на протяжении всей жизни пишет своим одноклассникам, чтобы узнать о жизни каждого. Но вспыхнула война, которая изменила каждого, кто остался в Польше. Одноклассники встают по разные стороны баррикады. Один сдает другого, третий не может помочь однокласснице-еврейке, в которую был влюблен, четвертый, наоборот, спасает. Жизнь каждого кардинально меняется. ​После окончания войны сложно смотреть в глаза, больно жить с тем предательством, которое было сделано во время войны. Каждое слово, сказанное актером, пронизывает всех сидящих в зале до дрожи. Мы же одноклассники… Мы…

Минимум декораций, много действий и слов. На мой взгляд, именно минимализм еще больше придает трагичности спектаклю. Интересно, что в начале спектакля герои сидят на стульчиках в два ряда, это напоминает сделанную фотографию, которая навсегда останется в памяти. И как точка: в конце представления все одноклассники после своей смерти вновь сидят в два ряда на стульях. Как фотография напоминает о том, что был класс. Наш. Класс. О том, что были люди, которые жили, любили, страдали и умирали. И война, способная разрушить много жизней.

4

Женщина и война
В спектакле участвуют пять актрис разных возрастов, но повествование идет от имени одной женщины, которая рассказывает о своей прожитой жизни. Черные платья с выступающими белыми воротничками и рукавами добавляют постановке драматизма. Рассказывают о своей жизни, о всех трудностях в военное время, об изнасиловании женщин, которое являлось чуть ли не нормой и чем приходилось платить за еду. Все это видели женщины, дети, они пытались бороться.
В зале тишина. Ни звука. Все внимание устремлено на сцену: актрисы разными голосами повествует об одной жизни, говоря слова то с горечью и болью, то слегка посмеиваясь, то напевая песни. Каждая актриса, кажется, олицетворяет определенную черту героини, которой порой было грустно и невыносимо больно от жизни, которую она перенесла, а порой так хорошо, что жизнь так светла и прекрасна. Сильная история о трудностях женской жизни, боли и унижении сопровождается безупречной игрой актрис, которые своими голосами и мимикой способны разжечь в сердце каждого чувства сопереживания и непонимания. Пять стульев для пяти актрис дают возможность быть для них собеседником , как будто они рассказывают свою судьбу лично тебе. Благодаря разным возрастам актрис можно понять, как они видели свою жизнь в разное время, какие чувства вызывали в них те события. Без женщин жить нельзя на свете.

5

В завершение фестиваля зрителей ждал поэтический постскриптум: актеры МДТ читали стихотворения Чеслава Милоша, Вислава Шимборкса и Иосифа Бродского, которые подводят итог страшных событий XX века.
Мы, чьи легкие впитывают свежесть утра,
чьи глаза восхищаются зеленью ветки в мае,
— мы лучше тех, которые погибли.
Мы, кто смакует успехи восточной кухни,
кто оценить способен нюансы ласки,
— мы лучше тех, кто лежит в могилах.

Текст: Дарья Смолина
Фотографии из интернет-архива

comments powered by HyperComments