"Поскольку способ получать и воспринимать информацию сегодня кардинально изменился, нужно активнее использовать возможности Интернета, смелее применять новые технологии, которые призваны объединять людей", – заявили участники круглого стола "Культура СМИ" на III Санкт-Петербургском международном культурном форуме и предложили смелее внедрять инновационные подходы.
Например, Капелла презентовала проект виртуального зала российского певческого искусства, позволяющий связать лучшие хоровые программы и концертные залы страны.
Впервые не только в Петербурге, но и в России Капелла ввела услугу под названием "смарт-музей". По словам генерального директора Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольги Хомовой, сегодня те посетители, которые имеют смартфон, смогут сфотографировать специальный код на афишах и с его помощью получить на телефон всю необходимую информацию о Капелле.
Собственное интернет-радио запустил Мариинский театр. "По интернет-радио можно будет слушать прямые трансляции из зала Мариинского театра и концертного зала, интервью с главными действующими лицами спектаклей и концертов, архивные записи спектаклей и выступлений солистов, хора и оркестра театра начиная с 1960-х гг.", – рассказал художественный руководитель директор Мариинского театра Валерий Гергиев.
Свое решение задачи предложил народный артист России Борис Эйфман. Верным способом вовлечения в искусство он считает перенесение спектаклей на экран, как было сделано с балетом "Роден". По его мнению, просмотр фильма в кинотеатрах позволит познакомиться с лучшими произведениями классического искусства.
"Молодым людям надо понять, что не хлебом единым жив человек. И что посетить один музей – это лучше, интереснее и полезнее, чем посмотреть пять блокбастеров. Путь к искусству – это как путь к богу, духовности. Но надо помнить, что попытка популяризации не всегда приносит тот результат, который ожидается. Это как в школе, когда заставляют читать Толстого или Достоевского. Когда я был еще юный, и мы проходили классику по литературе, я относился к этому как к какому-то насилию над собой. И только сейчас начинаю понимать, что Тургенева или Толстого не все способны понять в школьном раннем подростковом возрасте. Надо заинтересовать, но не заставлять! Этот вопрос нужно шире рассматривать. Как привлечь молодежь к чтению книг? Люди перестали читать. Мы превратились в общество потребителей", – считает композитор Игорь Корнелюк.
Виртуальные выставки, новые программы, премьеры уникальных экспозиций и даже некоторый эпатаж – все это, считают эксперты, самые действенные механизмы для привлечения молодежи. "Провокация – это тоже форма приобщения к искусству", – заметил директор государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Николай Буров. И привел в пример европейскую биеннале современного искусства "Манифеста 10", которая прошла в Эрмитаже и помогла музею удержать традиционную планку посещаемости – более 3 млн человек.
Одним из самых актуальных остается вопрос билетно-ценовой политики. Особенно обсуждаемой в последнее время стала идея сравнять стоимость билетов в Эрмитаже для россиян и иностранцев, установив их на уровне 500 рублей. "Билеты нужно сделать доступными – в первую очередь для молодежи, и особенно для студентов петербургских вузов, – считает художественный руководитель Санкт-Петербургского театра "Русская антреприза" имени Андрея Миронова Рудольф Фурманов. – Музеи должны проявить инициативу. Следует привлечь внимание и тех, кто пока еще не успел приобщиться к музеям. Надо снимать интересные передачи и показывать их на местных каналах. Власть, общественность и руководители каналов должны провести большую работу и еще больше рассказывать о музейных ценностях, которыми богат наш Санкт-Петербург".
И если одни специалисты считают, что унифицировать стоимость билетов было давно пора и что это дело ценовой политики Эрмитажа, другие уверены, что такая сумма может оказаться неподъемной для многих граждан, особенно если речь идет о посещении музея всеми членами семьи.
Отметив, что стоимость билета является одним из главных факторов, влияющих на посещаемость учреждений культуры, некоторые руководители привели в пример известные музеи США и Великобритании, где вход для всех свободный. И напомнили, какие очереди выстраиваются на благотворительные концерты или дни открытых дверей в музеях. Например, в тот же Эрмитаж, который в честь своего юбилея сделал вход бесплатным, попасть можно было, только отстояв несколько часов в очереди. А общедоступные концерты, устраиваемые Мариинским театром или Филармонией, собирают людей гораздо больше, чем могут вместить их концертные залы.