Вы здесь
Главная > Кино > Любовная геометрия Шиллера

Любовная геометрия Шиллера

Насколько жизнеспособна любовь, не вписывающаяся в общественные рамки? Может ли любовный треугольник быть равносторонним, а отношения в нём – гармоничными и равнозначными? Эти вопросы поднял в своей работе “Возлюбленные сёстры режиссёр Доминик Граф. Именно эта картина стала фильмом открытия 11-го Фестиваля немецкого кино.

Гостей фестиваля поприветствовала Ангелика Эдер, директор Гёте-института в Санкт-Петербурге. Также на вечере открытия фестиваля присутствовали продюсер фильма Уши Райх и актриса Генриетта Конфуриус, признавшаяся, что данная картина является для неё одной из любимых.

«Возлюбленные сёстры» – это история отношений поэта Фридриха Шиллера (Флориан Штеттер) и двух сестёр фон Ленгефельд, принадлежавших к аристократической, но обедневшей семье. Старшая – Каролина (Ханна Херцшпрунг), принесла в жертву своё личное счастье и заключила брак по расчёту, дабы её матери и младшей сестре Шарлотте (Генриетта Конфуриус) не пришлось радикально менять привычный образ жизни. В день свадьбы Каролины сёстры клянутся всегда всё делить друг с другом.

Начало фильма разворачивается в 1788 году. Юную Шарлотту отправляют в Веймар к тёте (являющейся, кстати, возлюбленной великого Гёте), чтобы научить её вести себя в обществе и найти ей подходящего жениха. Но с женихами не складывается. И тут неожиданно Шарлотта знакомится с Фридрихом Шиллером, автором «Разбойников», произведения, которое к тому моменту наделало в обществе много шума. Нельзя сказать, чтобы Шарлотту и Шиллера накрыло влюблённостью, но между ними возникла взаимная симпатия, и Шарлотте он показался единственным достойным претендентом. Разумеется, мать и тётя были не в восторге от её выбора – ведь Шиллер был беден и ходил в изрядно поношенном сюртуке. К тому же, был слаб здоровьем. Но всё же он обладал огромным талантом, был очаровательным и интересным собеседником. Этого для младшей Ленгефельд оказалось достаточно. Следуя данной клятве – «делиться всем», Шарлотта знакомит свою сестру с Фридрихом. Каролина несчастна в браке, и появление Шиллера для неё словно поток свежего воздуха. И вот между ними-то и вспыхивает страсть. Летом Шиллер гостит неподалёку от имения, где живут сёстры. Они часто видятся, а также обмениваются письмами с тайным шифром. Две сестры – полные противоположности. Каролина – страстная, порывистая, склонная к авантюрам, Шарлотта, наоборот – спокойная, домашняя. Шиллер дал им прозвища, соответствовавшие их темпераментам: Каролина – Огонь, Шарлотта – Мудрость.

Каролина пишет роман и однажды показывает свои наброски Шиллеру. Их беседа переходит в игру намёков, которые, в свою очередь, разрешаются финальным аккордом в спальне. За этой бурной ночью последуют другие, но это будет позже. А пока Каролина лишь укрепляется в мысли оставить мужа. Домочадцы недоумевают, почему они постоянно переписываются, да ещё и используя шифр. А тем временем троица планирует жить вместе. План состоит в том, чтобы Шиллер, получив работу преподавателя в университете, женился на Шарлотте. Тогда Каролина уйдёт от мужа и поселится с ними как друг семьи. Каролина считает, что получить развод будет не так уж сложно, ведь она уже несколько лет не может родить супругу наследника.

Надо сказать, что сёстрам Ленгефельд было известно о многочисленных любовных похождениях поэта вне их треугольника, но эти связи в итоге помогли ему получить необходимые рекомендации и устроится преподавателем. А благодаря тёте двух его возлюбленных сестёр состоялось знакомство гениев того времени – Шиллера и Гёте.

В конце концов, задумка совместного проживания поэта-бунтаря и сестёр реализуется. Правда, в таких отношениях третий, как правило, если и не лишний, то вспомогательный элемент. Примерно через полгода после свадьбы Шарлотта признаётся сестре, что они с Фридрихом живут, скорее, как брат и сестра, нежели как супруги. И что Шарлотту это устраивает, ведь в своё время старшая сестра принесла в жертву своё счастье ради семьи, так что она готова ради неё отказаться от полноценной семейной жизни с Шиллером. Каролина, пораженная до глубины души, спешно покидает их дом, чувствуя себя самым эгоистичным человеком на свете. Спустя некоторое время Шарлотта беременеет и к моменту родов зовёт сестру. А момент этот показан поистине библейски: когда жена не могла родить, ребёнка зачинала служанка и рожала его «на колени» законной супруге, таким образом, как бы передавая право материнства. В фильме «Возлюбленные сёстры» Шарлотта рожает первенца, лёжа на обхватившей её за талию Каролине, которая, по сути, является этой самой «любимой женой», не способной забеременеть.

А что же великий поэт Фридрих Шиллер? В момент родов он сладко спит в соседней комнате, не слыша криков роженицы, и просыпается уже «на готовенькое» – когда всё прибрано, а младенец отмыт и запеленат. В какой-то момент в кино персонаж Флориана Штеттера произносит: «Я не гожусь для повседневной жизни. Даже рождение своего ребёнка проспал». Вообще, Фридрих Шиллер показан так, как зачастую и изображают гениев или просто любимцев публики – подросток в теле взрослого, обласканный вниманием, окружённый восхищенными и любящими людьми, готовыми помочь и поддержать.

С рождением ребёнка, в Шарлотте также рождается так называемое чувство собственности – она наконец-то начинает ревновать законного мужа к своей сестре и расторгает их договорённость ничего не утаивать и всем делиться. Но к тому моменту Каролина уже и сама беременна от Шиллера, и ребёнка она намерена сохранить – ведь после стольких лет бездетности, это настоящее чудо. «Огненная» Каролина в принципе на много успешнее своей «мудрой» сестры – благодаря ценной редакторской поддержке Фридриха, раз в неделю в свет выходят главы её романа, подписанные «Аноним». Романом «Агнесс» зачитываются все и гадают, кто же этот автор. А тем временем автор уезжает из города в глушь дабы разрешиться потомком немецкого поэта. Её сопровождает друг Шиллера, за которого позднее она выходит замуж.

Отношения сестёр портятся всё больше. Но обе они, каждая по своему, любят Шиллера и вдохновляют его. В картине Доминика Графа ближе к финалу есть отличный момент. Во время очередного острого приступа болезни, соблюдающий постельный режим Шиллер открывает глаза, и видит перед собой два женских силуэта. Это две его «возлюбленные сестры». Зрителю не видны лица женщин. Более того, их очертания настолько схожи, будто зеркальное отражение. Но Шиллер улыбается и безошибочно обращается уменьшительно-ласкательно сначала к одной, затем к другой: «Лотта. Лина».

Вообще, любопытно, когда главными героями выступают люди, в историческом смысле воспринимаемые зачастую как второстепенные персонажи. Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит женщина, любящая и всепонимающая. В случае с Шиллером, таких женщин было больше. Картина получилась действительно интересной. Правда среди зрителей были и такие, кто едва досидел до середины фильма. Но не будем спорить о вкусах. Те же, кто досидел до финальных титров, вероятно, смогли ответить на вопрос о состоятельности любовной геометрии.

Текст Чайка Чурсина

comments powered by HyperComments