Вы здесь
Главная > Кино > Короткий метр о главном

Короткий метр о главном

В Санкт-Петербурге в Доме кино показывают лучшие короткометражные фильмы последнего Венецианского кинофестиваля. Короткий метр позволяет делать все: отобразить классический и сюжет и смело экспериментировать, создать драму или комедию, отобразить момент или в моменте изобразить жизнь.

Темы, которые волнуют режиссеров остаются неизменными — это исследование человеческой души, ее борьбы с обстоятельствами или покорности им, вопросы одиночества человека в этом мире.

Так, картина «Мариам» режиссера Сиди Салеха рассказывает об одном моменте из жизни мусульманки Мариам (Ям, как ее называют в фильме), служанки в доме, которая остается на рождественские праздники «сидеть» с хозяином — аутистом. По его пожеланию они идут в католическую церковь, где Ям во всем приходится помогать хозяину, войти и прочувствовать чуждую для нее среду. За 17 минут фильма через свою героиню автор смог поговорить со зрителем о понимании, принятии, любви и боли, о том, что значит ждать ребенка без денег и мужа, не рассчитывая на поддержку, о том как казалось бы совершенно чужой по духу человек в какой-то момент может оказаться единственно близким в семейный праздник, когда семьи рядом нет. Картина говорит о непростых жизнях, но оставляет после себя светлое ощущение. Эта картина на Венецианском фестивале завоевала приз Orizzonti за лучший короткометражный фильм.

Сходный по духу фильм «Ребенок», в центре повествования которого также девушка — мусульманка, родившая ребенка вне брака, в чужом городе, куда приехала учиться. Рассказать родителям об этом страшно, а родители приезжают. Весь фильм мама и подруга с младенцем на руках ищут, где бы его оставить на несколько дней. В итоге на ближайшую ночь оставляют ребенка тайно в общежитии у подруги, где строгие порядки, и дети строжайше запрещены. Зачем нужны запреты, которые заставляют лгать даже перед самыми близкими людьми и обрекают на одиночество?

Еще один фильм — «Искусство» — психологический диалог. Создатели фильма разными способами пытаются убедить мать несовершеннолетней девочки разрешить ей сыграть роль проститутки. «Где искусство, там нет непристойности», — говорят они. И соблазняют мать возможными (и, разумеется, мифичными) призами за фильм и примерами известных актрис. Запрещать, то чего девочка сама хочет и заставлять делать, то что хочется родителям (к примеру, учиться в музыкальной школе) — это тоже насилие. Таков еще один аргумент. Режиссер дает диалоги отрывками, перенося их в разные места в рамках квартиры — диван в комнате, кабинет, стол на кухне. Все это создает ощущение длинного движения по кругу, во время которого мы видим колебания матери: от сомнений до почти уверенного отказа, а после снова возвращения к сомнения.

Иногда режиссер выбирает статичную камеру. Так, в фильме «3/105» мы видим только одну картинку — воды реки. А за кадром голос, которые читает полицейскую сводку о том, что найдена утопленница, письмо девушки Космины подруге, записи на автоответчике другу — возлюбленному. Все остается без ответа, во всем сквозит одиночество и становится ясно, что найденный труп так и останется неопознанным. «Сообщение удалено», — последняя фраза фильма, а после только нарастающий шум реки.

Тема одиночества пронизывает и фильм «В овертайме», где от болезни умирает отец. Перед смертью он еще бодро разговаривает с сыном, задавая ему единственный вопрос — «Ты гей?». Отказываясь отвечать, сын уходит разозленным, а потом оказывается, что это последний разговор, который так и не состоялся у него с отцом. «Я так боялся, что он умрет в одиночестве», — говорит сын потом медсестре. И получает ответ, что того же боялся его отец, только уже за него.

Ряд сюжетов отличается от классического построения. В фильме «Камеры» мы видим просто медленное движение камеры, которая показывает картину леса, поля, деревни. Все мирно спокойно, но вдруг за кадром раздается тревожащий звук или в кадр врывается огромный паук. Все это дает понять, что любое видимое спокойствие — только иллюзия.

Фильм «Фердинанд Напп» — фантасмогорическая фантазия об известном актере и процессе его подготовки к роли, где теряются границы реальности происходящего и увиденное на экране начинает сбивать с толка.

Короткий метр в непродолжительном отрезке времени отображает сгусток мыслей и эмоций, у каждого автора он свой, в каждом зрителе он рождает свой собственный отклик как каждая картина в отдельности, так и все вместе следующие одна за другой. Короткий метр фиксирует отдельную краткосрочную историю, момент, открывая через него путь к исследованию современной жизни.

Текст Кира Трунтаева

Добавить комментарий