Вы здесь
Главная > Редакторская колонка > Концептуальненько о главненьком: итоги года от Александры Сливинской

Концептуальненько о главненьком: итоги года от Александры Сливинской

31 декабря. В скрипящую дверь уже ломится красноносый друг, подвивающий овечьи кудри, а верный слуга-редактор раздела «Музыка» настраивает, балансирует очередную операторскую железку. И к чёрту кризис «подарков для девочек» — будем подводить итоги года. Кинематографичные, музыкальные, всесторонние. Как я там в былое — глухое редакционное время лозунг выдала? — «Концептуальненько о главненьком». 

ek9w6jd5i9E

Обходя музыкальное «клеймо», время вспомнить о выбранной профессии. Как бы то ни было и странно, и смешно, в городе на Неве обучают режиссуре, и намётанный взгляд рецензента взял на прицел и «Трудно быть Богом», и «Стражи Галактики», и со всех сторон обсосанные африканские колорит и проблематику фестиваля «Послание к человеку», и много отверженных прокатным удостоверением лент «Open Cinema» в купе с иностранными изысками для гурмана на «ММКФ».

«Трудно быть Богом» — лента великого Алексея Германа, воспринятая аудиторий весьма неоднозначно. Много внутрикадрового монтажа, куриные лапки на переднем плане, черно-белая плёнка, многослойная режиссура: перед значимостью и талантом метра можно приклониться. Но воспринимать его через призму века 21, быстрого и стремительного – задача весьма сложная. Зритель привык к стремительной смене и событий, и кадров, и героев, здесь же ему дают не второсортную распространённую массовую жвачку, а плавно текущее и развивающееся повествование о судьбе, выборе человека, более экзистенциальное и требующее погружение, нежели, если позволите, фаст-кино. Выбор Ярмольника на главную роль – также весьма оспариваемое решение и зрителем, и критиками. Однако,  распространяться и расползаться в рецензию здесь не стоит – канва, да и цель не та. «Стражи Галактики» — картина идущая скорее в противовес с мнением предыдущим. Более лёгкое, юморное кинематографичное чтиво, приправленное отличнейшим трек-листом. И здесь время отложить перо, блокнот и просто поднять подлокотник, помурлыкать в плечо рядом и подтанцовывать малышу-Груту.

big_3000ddf0d9fe8ff81b530039ac1bae8e

Многообразие кино-фестивалей в Санкт-Петербурге поражает, как, впрочем, и частота их смен друг за другом: осень – во истину золотая кинематографическая пора. Здесь вам и ночь под теплыми пледами в Петропавловской крепости на «Open Cinema», и бесконечная документалистика на «Послании к человеку», и пластмассовый Эжен Грин на «ММК», и «Фестиваль Фестивалей» … насытиться, и даже преисполниться кино в этом году удалось на славу. Как и опечалиться новым законам, о которых не меньше меня сокрушалась Кира Трунтаева.

Набравшись ощущений режиссерских, была пора насытиться ощущениями и приключениями более земного и экстремального характера. «Geek picnic» — оказался просто библиотекой новшеств под открытом небом на Крестовском острове, а «Actifest» скорее запомнился полуночными пьянчугами, озером вместо палатки и бамперболом – ноу-хау из Норвегии. Кстати, поиграть в эту чудную игру действительно стоит: ощутить себя колобком-футболистом. Да еще и с целыми ногами и руками – удовольствие несравнимое. Да и позитивное.

IMG_7434

По стопам приключений положительных можно перейти и к концертному ряду 2014.

Ощутить себя в родном, зеленоволосом 2008 помогли туры Asking Alexandria, которых в Россию вовсе занесло в первый раз,  а так же дредастых Ill Nino. И елся первые передают атмосферу минувших лет, вторые больше представляют пост синдром минувших лет. Да и аудитория у подобных концертов разительно отличается: если на гостей из Британии сбирается зал подростков и из подростков не выросших, то Ill Nino с иронией замечают, как их публика «стареет»…  Набирается зрелости она и под аккорды Tiger Lilies или Леонида Федорова во всех его проявлениях – одиночных,  в дуэте с Владимиром Волковым, и в беснующимся АукцЫоне. Кстати сказать, Волков для меня стал колоссальным открытием: если бы существовала своеобразная Камастура с контрабасом – в авторстве авангардному музыканту нельзя было бы изменить. Что только Волков не творит с инструментом на сцене, погружаясь совершенно в состояние неземное: хочет вертит, хочет бьёт, хочет вовсе отпускает себя и творит вещи, трудно описываемые. Органичное сочетание Волков+контрабас заставляет самому погружаться в какую-то инфернальную эйфорию. И здесь уже стоит помахать режиссёру Ходоровски с его таким же сумасшедшим «Танцем реальности».  Вот та соль земли, к которой стоит стремиться и в музыке и в жизни – к поглощению и к регенерации неподдельных эмоций, удовольствия, полного джаза в крови и мозгу. И пусть всё вокруг крутится, вертится, только прибавляя ход и драйв. Живое выступление – также неотъемлемая фишка группы «Пикник». Пусть и говорит его величество зритель, что «Странник» — едва заметный вздох в дискографии группы, но бешеная энергетика концерта – этого никогда не отнять у сдержанного господина Эдмунда Шклярского и команды за плечами.  Здесь и руки поднимаются сами, и ноги пускаются в пляс, и локти в чужих животах уже не кажутся явлением отталкивающим, а даже начинают принимать некоторую степень акта единения, как бы абсурдно это ни звучало.

Leonid Fedorov & Vladimir Volkov in A2 club, St. Petersburg, Russia. 2014-12-05

Закрывая занавес разбушевавшемуся графоманству, пожелать хочется лишь одного – нестихаемого пульса в крови. Жизни, кажущейся съемочной площадкой (а автор сей колонки на них постоянно чувствует себя одухотворённым и полным желанья жить: кому в радость, кому на зло),  и чтобы мотор никогда не заглушал голоса внутреннего, собственного, а лишь ритмично поддерживал каждое принятое решение,  а хлопушка отщёлкивала дубль за дублем. Живите, будьте наполненными собственным соком, а не ядом – ни в коем разе! А за словами и энергией, приводимой в чувства – ступайте, бегите, мчитесь на всевозможные музыкальные площадки города. Говорю и подтверждаю – не пожалеете. Для этого будет ещё время лет эдак в 70.

Александра Сливинская, редактор раздела «Музыка» .

 

 

Добавить комментарий