Вы здесь
Главная > Около > «А мне хочется петь!»

«А мне хочется петь!»

14 декабря в книжном клубе «Буквоед на Восстания» состоялась встреча  с Михаилом Елизаровым. Писатель представил сборник «Русский жестокий рассказ», составленный Владимиром Сорокиным (Елизаров  – автор одного из рассказов в  составе антологии), ответил на вопросы читателей и подарил всем желающим автографы. 

Желающих было немало. Среди них – и студентки филологического факультета, и бабушки за 60, и ученики старших классов, и люди среднего возраста. В общем, публика подобралась самая разная. Увидев скопление людей у сцены, к ней подтягивались и люди,  изначально пришедшие в магазин по другим делам.

Естественно, что разговор начался с вопросов об антологии «Русский жестокий рассказ», которая послужила поводом для встречи. Елизаров поделился: «Я не очень уверен, что Владимир Сорокин собирал данный сборник.  Не понимаю, каким образом, к примеру,  «Ночь накануне Ивана Купалы» Гоголя связана с жестоким рассказом. …  Странный сборник. Но, несомненно, это хорошая книжка. Подборка русской классики, которую не лень перечитать. Нужно было просто название другое придумать, не «жестокий рассказ» … Есть ведь крусановские сборники «Русские женщины», «Русские дети».  Это  поводы неленивому человеку познакомиться с каким-то списком писателей. Вдруг он найдёт новое имя и захочет узнать, что делает этот автор в другом формате  – не о детях, не о женщинах».

Что касается рассказа Михаила  Елизарова «Сифилис», который включили в антологию, то, по мнению автора, выбор неудачен: «Этот текст не имеет никакого отношения к жестокому рассказу. Я написал его в 1994 году, и сейчас у меня к нему много вопросов….Тогда мне казалось, я создал что-то интересное, но на фоне 2014 года это выглядит нелепо. У меня есть рассказы, написанные, как мне кажется, с большим мастерством.  А «Сифилис» – ну, нормальный рассказ своего времени,  литературная страшилка очень прилежного студента филологического факультета».

Без вопроса о творческих планах встреча обойтись не может, о части из них Елизаров рассказал, отвечая на вопрос об  антологии «Литературная матрица. Советская Атлантида». Для неё он написал статью об А.П. Гайдаре. По словам  Елизарова, он доволен своим участием в создании сборника и считает книгу удачной. Кроме того,  у него появилась идея написать отдельно о тех авторах, которые сформировали его как писателя. «Но я не хочу большой книги. Во-первых, это может утомить читателя. Во-вторых,  требует нешуточной работы в архивах.  Я предпочитаю короткую форму, страниц на 10. Суть можно в этом небольшом объёме высказать».

Елизаров  посетовал, что писать быстро у него не получается, темп, когда каждый год необходимо выпускать новую книгу, хоть и выгоден с финансовой точки зрения, слишком сильно изнуряет. Ещё одна трудность –   в изменении литературной среды. А изменение это, в свою очередь, связано с политическими процессами. «До последнего времени мы существовали в состоянии постмодерна, в котором можно было делать всё, что угодно. А вместе с войной в Донбассе внезапно вернулся модерн. Это очень конкретная литература, где  люди умирают всерьёз, по-настоящему.  … Какая «Теллурия» на Донбассе? Там вполне работает «Обитель» Захара Прилепина, который раньше всех почувствовал изменения в среде и предложил текст советского модерна. «Советский» – это очень хорошо в моём понимании, это мастерство, у нас была великая школа писателей. Что с Пелевиным произошло? Разве он сделал книжку хуже, чем обычно? Нет! Так же гениально, как и всегда. А почему все сказали, мол, ой, чего-то не то… Потому что он написал книгу для прежней среды, а её больше нет. Мы каждый день видим войну, предательство, которое происходит в Кремле…», – резюмировал Елизаров.

Одним из лейтмотивов встречи стала идея бережного отношения к творческому человеку. Писатель  несколько раз заострил внимание на этой теме. По его мнению, необходимо быть добрее к тому, кто что-то сочиняет, потому что дорога художника – очень хрупкая. Негативный комментарий читателя может ранить даже сильнее, чем отрицательная критическая статья. «Прощайте художнику его промахи, он живой человек со своими проблемами…  Если  у него удача, похвалите его. Если нет, то сделайте вид, что ничего не было. Может, тогда он вас ещё порадует. Не нужно постоянно плевать в колодец».

Сами же книги, с точки зрения писателя, должны быть очень дешёвыми (особенно актуально это прозвучало в стенах «Буквоеда»). «Я не люблю толстые тома в твёрдом переплёте: их неудобно таскать с собой. Пусть они будут в мягком переплёте, на некрасивой бумаге. Чтобы, если вдруг надоест, можно было книгу где-то бросить, оставить».

Периодически беседа с выступлением Елизарова  в качестве писателя-эксперта перетекала в русло «Елизаров-исполнитель». Буквально перед встречей с читателями, 13 декабря, он представил слушателям новый альбом «Дом и краски» в одном из петербургских клубов.

По признанию исполнителя «бард-панк-шансона», он боится выступать на концертах и не помнит, что на них происходит. «Но, безусловно, везде я за себя отвечаю. Зона концерта – это зона концерта. Я не позволю себе перенести её в какую-то другую аудиторию. Как и наоборот».

Интеллигентная бабушка сделала комплимент Елизарову: «Мне очень нравится Ваш голос, как Вы поёте!» И закончила: «Но вот тееексты…». На это писатель-исполнитель ответил, что другие у него, к сожалению, не получаются. «А мне хочется петь! И не хочется брать тексты у кого-то. Использую свои. Я же за это расплачиваюсь каким-то образом. У меня маленькая аудитория. Так что всё справедливо, честно».

Обсуждались и другие вопросы: увлечение Михаила Елизарова оружием, его отношение к творчеству Владимира Сорокина, Стивена Кинга, Захара Прилепина и т.д. Ситуации, когда гости испуганно переглядываются друг с другом, в воздухе повисает неловкое молчание, а спрашивать никто ничего не решается (а может, и нечего), не возникло. Точнее, до неё было далеко.

В конце вечера Елизаров, рассуждая об обложках для своих книг,  заметил, что попытается научиться рисовать: всегда этого хотелось. Ждать ли теперь поклонникам выставки?

 Текст Светлана Абросимова, фото Максим Павлов

comments powered by HyperComments