Вы здесь
Главная > Кино > “Жизнь прекрасна”, а если нет, то это всегда можно изменить

“Жизнь прекрасна”, а если нет, то это всегда можно изменить

Три недели назад завершился фестиваль европейского кино, однако фильмов из Великобритании, кинематографического центра Старого света, там не значилось. Это и неудивительно: британские картины – совершенно особый культурный феномен, достойный отдельного фестиваля. Поэтому и был организован фестиваль «Новое британское кино», который проходит в этом году в четырёх городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.

Ретроспектива Майка Ли – одно из главных сокровищ этого события. «Оскар», «Золотой глобус», «Сезар», «BAFTA», «Золотая пальмовая ветвь» – далеко не полный перечень наград, которыми были удостоены его ленты. «Жизнь прекрасна», или «Сладости жизни» был снят в 1990 году и относится к среднему периоду творчества режиссёра. Это очень эксцентричное и по-настоящему британское обаятельное кино.

В центре повествования лондонская семья небольшого достатка. Глава семейства Энди (Джим Бродмент) покупает у своего друга-собутыльника ржавое ведро в виде фургончика для торговли хот-догами. Домочадцы в успех предприятия не верят, но оптимизма Энди это нисколько не убавляет.

Его жена Венди (Элисон Стэдмен) не совсем понятно чем занимается: то ли продаёт детскую одежду, то ли учит детишек танцам. Она смеётся над собственными шутками смехом дятла Вуди (кстати сказать, тонкого английского юмора от этого фильма ждать не стоит). На самом деле это чудесная женщина, беззаветно любящая своего мужа и детей.

Их дочь Натали (Клэр Скиннер) – самый адекватный персонаж из всех. Несмотря на то, что выглядит она как парень и работает сантехником, мечтает о простом женском счастье в окружении мужа и детей.

Её сестру-близнеца Николу (Джейн Хоррокс), пожалуй, можно назвать главной героиней фильма. Драматическое ядро в этой истории связано именно с ней. Она страдает от булимии и бесчисленных комплексов. Ярая феминистка, по крайней мере считает себя таковой. Постоянно обвиняет окружающих в сексизме, что поначалу кажется забавным, потом уже немного раздражает. Ужасная снаружи, но добрая внутри.

Друг семьи Обри (Тимоти Сполл)- самый неадекватный и смешной персонаж, чей образ доведён до пределов абсурда. Он «кулинарный гений». Открыл свой ресторан и тут же потерпел фиаско. Слово «позор» по отношению к его деятельности употребляется даже чаще, чем по отношению к фургончику Энди.

По большей части «Жизнь прекрасна» – комедия. Но ближе к концу становится ясно, что герои – не просто клоуны, то и дело попадающие в нелепые ситуации. Они живые люди с большим количеством проблем и жизнь их вовсе не сладка. Тут-то и появляется Драма.

Впервые она даёт о себе знать во время очередного свидания Николы с её парнем. Безымянный парень хоть и имеет откровенно гоповатый вид на деле оказывается очень неглупым и проницательным человеком. Он хочет от Николы любви и нежности, а не только секса, но она не может ему этого дать. «Ты фальшивка, пустышка», – заявляет он своей подружке. А она даже почти не спорит с ним, потому что в глубине души сама это понимает.

Затем происходит очень честный и эмоциональный разговор Николы с матерью. Ещё минуту назад ты смеялся, а теперь на глаза накатываются слёзы. Оказывается, Никола глубоко несчастна, хоть и тщательно это скрывает. За её внешней грубостью прячется ранимое и слабое существо. Пять лет назад она чуть не умерла от истощения и не смогла поступить в колледж. Что касается Венди, то она родила девочек в очень молодом возрасте, ни на секунду не сомневаясь, стоит ли делать аборт. Её муж ради семьи пошёл на ненавистную работу, за которую получает гроши.

Но здесь же слышны нотки оптимизма и звучит главная идея картины – никогда не сдавайся, борись за свою мечту, ищи своё место в жизни, но не ищи лёгких путей. Так живут Венди и Энди, и того же мать хочет от дочери. Ей даже неважно, какую профессию изберёт себе Никола, престижную или самую простую. Лишь бы она была счастлива, всё остальное второстепенно. Жизнь – не простая штука. Но всё же она прекрасна.

Критики очень благосклонно отнеслись к детищу Майка Ли и наградили его множеством премий, но я осмелюсь высказать несколько замечаний. На мой взгляд, Обри и его жизненным перипетиям было уделено слишком много экранного времени, в то время как характеры Энди и Натали остались не до конца раскрытыми. Шутки несколько однообразны и не всегда смешны. Ну и Никола уж никак не выглядит на 22, максимум на 16 лет. В качестве компенсации за эту ложку дёгтя отмечу прекрасную игру Алисон Стэдмен и не менее прекрасный саундтрек.

Фильм заканчивается очень неожиданно. Натали говорит Никки, что та сама должна побороть свою болезнь. По этой причине она и не рассказывала о ночных приступах булимии сестры родителям. Зритель ждёт, что после этого режиссёр покажет, как Никола будет меняться, как её отец откроет своё дело, как сёстры найдут своё личное счастье. Но этого не происходит. Ли оставляет финал открытым, а нам оставляет горьковато-сладковатое послевкусие. Это уже будет совсем другая история. И хочется верить, что она будет со счастливым концом.

Текст Валентина Дроздова

 

comments powered by HyperComments