Самое важное — это отношения людей

На минувшей неделе в Санкт-Петербурге завершился фестиваль "CZECH IN", представивший зрителям лучшие работы современных чешских режиссеров. Мы побеседовали с одним из них, Зденеком Тыцем, который привез на фестиваль свою картину "Как никогда".

Как вы оказались на этом фестивале?

Это было нетрудно, здесь представлена некая коллекция лучших чешских фильмов, и мой, собственно, в их числе. Когда меня пригласили приехать в Россию, я согласился с большим удовольствием, особенно, когда узнал, что это будет в Петербурге: никогда здесь не был. Я понял, что это такое предложение «всей жизни». И мое предположение совершенно подтвердилось, потому что город такой восхитительный, я был потрясен его красотой, он очень вдохновляет. Так кто знает, может быть, я и снимал тогда этот фильм, чтобы здесь оказаться, хотя еще и не знал этого?

Как бы Вы выразились, о чем этот фильм в первую очередь?

Самое важное, конечно, это отношения людей. Ведь бывает так, что отношения в семье, между ее членами, очень плохие: родители, дети, супруги не понимают друг друга. И иногда бывает, что кто-то, кто к этой семье не относится, чужой человек, посторонний, наоборот, оказывается ближе к этим людям. Это как раз одна из основных идей фильма. И несмотря на то, что эта картина о смерти, о процессе умирания, об уходе человека, она, конечно же, и о любви. Для меня это было особенно важно, потому что снимать фильм только о том, как человек умирает, неинтересно для режиссера и зрителей.

Что было самым сложным в процессе работы?

Сложно было работать с Иржи Шмицером, исполнителем главной мужской роли. Сначала я долго не мог уговорить его играть в моем фильме. Я очень хотел, чтобы именно он играл Владимира, но никогда с ним до этого не работал. Он достаточно закрытый, своеобразный человек, иногда вспыльчивый. Мне сначала даже не удалось найти его номер телефона - отправил сценарий по электронной почте. И долго-долго не было ответа. Я написал еще раз, может быть, он не получил письма? Обратно пришло лишь: "Получил, я Вам отвечу". И я продолжал ждать. А потом он пригласил меня в кафе. Мы просидели там час, он курил сигареты одну за одной и повторял: "Я не буду играть, это слишком сложная роль, нужно всю ее прожить, а это очень тяжело". Я смог только уговорить его подумать еще раз. Но и потом получил отказ. Тогда не выдержал, приехал к нему на выступление. Это было в марте, а летом уже должны начаться съемки. Кроме него не хотел никого рассматривать - проследовал за ним в гримерку (он, конечно, не ожидал меня увидеть), встал перед ним на колени. И только тогда он согласился. С актрисами все было легче. Роль Карлы писалась специально под Петру Шпалкову, она моя хорошая подруга. Она и Татьяна Медвецка, которая играла Яруну, стремились понять, выслушать меня, как бы считывали мои задания, осознавали, что я им говорил, старались сделать так, как я это вижу. А Ирже, наоборот, воспринимал все в штыки. Он не соглашался во многом, ему что-то не нравилось. И никакие уговоры и объяснения не помогали. Это была борьба. Но я понял потом, что это не потому, что он плохой человек или плохой актер. Просто он находился именно в положении неуверенного человека, который словно на тонком льду, не понимал, как правильно. Иржи, как и я, хотел, чтобы все было очень убедительно и точно. Для фильма это всегда самое важное - убедил или не убедил. Ведь зритель тогда даже рад в некоторой степени, что видит на экране боль, потому что это так точно сыграно и передано, он словно растворяется в происходящем на экране.

Как появилась идея этого фильма?

Благодаря автору сценария, моей подруге Маркете Бильдасовой. Она тогда переживала потерю ребенка. Чтобы пережить тяжелый период, начала писать эссе о жизни и смерти. Если бы она писала именно о ребенке - это не помогло бы ей справиться. Поэтому она придумала историю умирания, ухода, но старого мужчины. Маркета рассказала мне об этом, и мы вместе начали работать над сценарием. Потом еще долго продолжался подготовительный процесс: мы искали деньги, никто не хотел спонсировать фильм с таким сюжетом, но, в конце концов, все получилось.

Можно заметить, что большинство фильмов фестиваля скорее грустные, чем веселые.

Завтра, например, исключение. Фильм «Поедем на море» ближе к комедии, он детский, подростковый фильм. Но вообще, это действительно так. Возможно, это потому, что сделать по-настоящему хорошую комедию намного тяжелее, чем трагедию.

Возможно ли назвать это некой тенденцией?

Трудно сказать, можно долго спорить на эту тему. Я думаю, что это такая общеевропейская тенденция. Многие фильмы, именно фестивальные, которые получают призы в Каннах или Венеции, это фильмы о бытие, достаточно драматические. Зачастую комедии - развлечение на короткое время. А сделать такую комедию, которая была бы на уровне чеховских произведений, как «Дядя Ваня», одновременно и смешная, и очень болезненная, действительно очень сложно.

А что из российского кинематографа запомнилось вам в последнее время?

Я стараюсь смотреть российское кино, но многих фильмов у нас нет. Смотрел все фильмы Александра Сокурова, многое у Никиты Михалкова, очень понравился фильм Андрея Звягинцева «Возвращение». Из последнего особенно оценил его же «Левиафана»: такие правдивые истории из жизни, и вся эта коррупция показана. Это сильный, драматический, по-настоящему российский фильм.

Текст Марина Теущакова

Отзывы

Комментариев: 1

  1. Елена К.

    Здравствуйте, исправьте, пожалуйста опечатку в конце текста — фильмы Никиты (не Сергея!) Михалкова.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения