Вы здесь
Главная > Кино > «Пропавший без вести»: Неудобная правда

«Пропавший без вести»: Неудобная правда

Не успеет в одной точке нашей планеты завершиться один вооруженный конфликт, как при похожих обстоятельствах в другой точке начинается новый. Но лента 1982 года «Пропавший без вести» режиссера Коста-Гавраса, основанная на реальных событиях, посвящена совсем не деталям одного из таких конфликтов, а его последствиям. Для того, чтобы в полной мере понять подоплеку событий, происходящих в фильме, полезно будет знать, что же предшествовало этим событиям.

1

В начале 70-ых годов в Чили должны были состояться выборы нового президента страны, в которых столкнулись три кандидата. Но на самом деле это было одним из этапов передела сфер влияния США и СССР в странах Южной Америки. Соответственно, один из трех кандидатов получал материальную поддержку от Соединенных Штатов, и еще один – от Советского Союза (по официальным данным каждой страной было потрачено по 500 млн. долларов на предвыборные программы). С минимальным перевесом победил Сальвадор Альенде, представлявший политические интересы СССР, что совсем не устраивало США.

2

Цитата: «Как управляется мир и разгораются войны?
Дипломаты лгут журналистам и верят своей же лжи, читая её в газетах»
Карл Краус, австрийский писатель.3

Спустя три года, когда авторитет нового президента стал крайне низким, а упадок экономики и инфляция достигли колоссальных пределов, в стране произошел военный переворот. В ходе этого переворота действующее руководство страны было свергнуто, президент убит, а к власти на ближайшие 17 лет пришла военная хунта во главе с Аугусто Пиночетом. Но как ни пыталось американское правительство скрыть свое участие в этих событиях, в прессу периодически просачивалась скудная информация о том, что весь переворот был тщательно спланированной военной операцией с участием американских вооруженных сил и ЦРУ.

4

Свидетелем этой операции стал американский журналист Чарльз Хорман (Джон Ши), временно проживающий в Чили со своей женой Бет (Сисси Спейсек). Прочитав в газете откровенную ложь, заявляющую непричастность США к событиям в Чили, он намекает случайным собеседникам, что у него есть опровергающая информация. Результаты не заставляют себя долго ждать – спустя несколько дней жена, по возвращении домой, обнаруживает пропажу супруга. В страну прибывает отец пропавшего журналиста Эд Хорман (Джек Леммон), скептически относящегося к версии молодой невестки о причастности американцев к пропаже сына. Но наблюдая полное бездействие и даже препятствие следствию как с чилийской стороны, так и со стороны родины, отец и девушка начинают собственное расследование, по крупицам собирая информацию от случайных свидетелей. 5

Продвигаясь все дальше в своих поисках, отец журналиста открывает горькую истину – на защиту и на правду от США рассчитывать не стоит, если это противоречит государственным интересам. Жизнь отдельного человека также ничего не значит и появляется все больше доказательств того, что с подачи Штатов сын был арестован и стал жертвой параноидального «Чилийского синдрома», когда все, что могло открыть «неудобную» для властей правду, уничтожалось.
Фильм снимался в обстоятельствах чрезвычайной секретности, потому что руководству США, наверняка, не понравилось бы его содержание. Студия даже попросила авторов не называть страну, в которой происходит действие, а те хитро вышли из ситуации, упомянув только города.

6

После выхода на экран, получения «Оскара» за лучший сценарий (еще три номинации остались без награды) и удачного показа на престижных мировых фестивалях, кино вызвало такой большой резонанс в обществе, что Правительству Соединенных Штатов пришлось выступать с официальным опровержением показанного на экране. В СССР лента, естественно, попала в прокат как пропагандистский образец чудовищной политики Штатов.

7

Впоследствии в США был подан иск от одного из работников американского посольства в Чили, обвиняющего студию в клевете. Из-за этого иска в 1988 году вся партия видеокассет с фильмом была конфискована, а фильм запрещен к показу на территории страны. Рассекреченные в 1999 году документы из архивов США показали, что в фильме гораздо больше правды, нежели заявляли чиновники. И только после окончании судебных тяжб в 2006 году у зрителей самой демократической страны снова появилась возможность посмотреть это кино и очередной раз убедиться, насколько тщетны бывают поиски истины. 8

В наш век информационных войн у каждой из сторон будет своя собственная «правда», а вот определить настоящую среди потоков лжи СМИ бывает очень трудно, даже если произошло чудо и ее предоставили в открытый доступ. Современная политическая ситуация в мире – лишнее тому подтверждение.

Текст: Денис Зуев

Добавить комментарий