«Кутерьма»: история успеха титанов лондонского мюзикла

В рамках перекрёстного года культуры Великобритании и России в Москве продолжается фестиваль «Нового британского кино», и следующей картиной в представленной ретроспективе Майка Ли стала «Кутерьма» - первый опыт режиссёра и сценариста в создании костюмного музыкального фильма.

Гилберт и Салливан – создатели популярных оперетт в Лондоне конца 19 века. До поры до времени всё у них шло неплохо: их постановки пользовались любовью как критиков, так и публики и приносили немалые деньги. Но вдруг партнёров настигает творческий кризис. Идеи Гилберта иссякли, а Салливан больше не хочет повторять избитые музыкальные мотивы. О преодолении кризиса и муках творческого процесса как раз и повествует фильм.

Художник по костюмам и гримёр «Кутерьмы» заслужено получили по «Оскару». Не так трудно стилизовать под времена викторианской Англии или Японии. Гораздо труднее сделать такие костюмы и такой грим, какие делали в театрах викторианской Англии, когда хотели показать Японию. «Кутерьма» визуально очень красива и изящна. Впрочем, и рассказывает она о самой элегантной эпохе в истории человечества. Великолепный актёрский состав, куда входят уже знакомые зрителям фестиваля по «Жизнь прекрасна» Джим Бродмент, Элисон Стэдмен и Тимоти Сполл, со своей задачей справился блестяще. Мало того, они сами исполняли все арии в фильме и делали это достойно. Это ещё одно несомненное достоинство фильма.

А теперь о грустном. Честно признаюсь, я люблю после сеанса подслушивать разговоры зрителей о только что увиденном кино. Иногда они высказывают довольно занятные замечания и наталкивают меня на размышления. После показа «Кутерьмы» мне довелось услышать разговор двух девушек, одна из которых сказала: «Они [создатели фильма], конечно, молодцы: показали процесс создания оперетты от её задумки до премьеры, причём с точки зрения и режиссёра, и актёров. Но это было дико скучно». С ней трудно не согласиться. По иронии судьбы один из зрителей оперетты Гилберта заявляет тому, что они с женой нашли одну из его постановок затянутой. Майк Ли, как и главный герой, не избежал этой проблемы. Пожалуй, в большей степени в этом виноваты многочисленные вокальные партии. Особой музыкальной красотой они не отличаются, да и смысл их слов остаётся для невладеющего свободно английским языком зрителя загадкой, так как переводчики не потрудились сделать к ним субтитры. Впрочем, скорее всего, глубокого смысла они не несут, да и живости ленте всё равно бы не придали. Надо сказать, девушки, упомянутые мною выше, затем долго смеялись, вспоминая смешные моменты из фильма. Да, «Кутерьма» не лишена лёгкого и приятного юмора, но всё же его количества не достаточно, чтобы не дать зрителю заскучать.

Чего не хватает картине, так это драматизма. Слишком уж всё в ней гладко. Салливан говорит Гилберту, что хочет от его постановок правдоподобия, жизненности, эмоций, того же сильного, драматического сюжета. Он требует кардинальных перемен. И что же получается в результате? Гилберт ставит абсолютно такую же оперетту, какие он делал раньше. Разве что действие теперь происходит в экзотической Японии, и актрисы стараются ходить как настоящие японки, а не как их пародии. Режиссёр сам признаётся своей жене, что никакого правдоподобия в постановке нет, но Салливан тем не менее ею доволен. Вот к Гилберту по пути к театру привязывается сумасшедшая нищая старуха, и кажется, что сейчас что-то изменится в сознании героя, что он сделает, наконец, что-то действительно новое, удивит. Но нет, никакого перелома не происходит. В одной из сцен Гилберт говорит: «Это же просто низкопробный бурлеск в маленьком театре на берегу Темзы». В чём же тогда смысл наблюдать почти три часа, как тандем Гилберта и Салливана пытается уйти от старого и в итоге к нему же и возвращается? Есть намёк и на конфликты Гилберт с его матерью и женой, но ни один из них не получил должного развития. Можно возразить, что «Кутерьма» - всего лишь музыкальная комедия и не стоит предъявлять к ней таких высоких требований. Но для комедии фильм слишком тяжеловесен и недостаточно смешон.

«Кутерьма» - не самое удачное творение Ли, но тем не менее я рекомендую читателям сходить на его другой костюмный фильм - драму о великом английском художнике «Уильям Тёрнер». По словам организаторов, это гордость фестиваля, венец третьего периода фильмографии режиссёра и одна из лучших ролей Тимоти Сполла. Так это или нет, петербуржцы уже узнали, а вот москвичи смогут увидеть фильм в следующий понедельник 17 ноября.

Текст Валентина Дроздова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения