За день до вечности

      «Веришь - это просто дверь, за которой все иначе…».

                                                                         М. Леонидов

Современный кукольный театр все чаще обходится без слов. Выразительное, действенное молчание зачастую - отличный способ  высказаться и быть понятым в любом уголке земного шара.гМолодой режиссер из Тулузы Полина Борисова объехала со своим спектаклем «GO!» уже 150 стран.  И везде ее проникновенная маленькая история заставляла зал трепетно замирать перед открытой дверью в вечность.Полина - кукольница в третьем поколении, выпускница Санкт-Петербургской академии театральных искусств и Высшей международной школы кукольных искусств в мировой столице кукольников, французском городе Шарлевиль.г2Несмотря на достаточно юный возраст, актриса и режиссер обладает непревзойденным умением владеть энергией зала. Зрители от души смеются и плачут в ответ на пронзительную искренность автора.Щемящую историю о последнем земном дне милой старушки Полина придумала, сотворила и сыграла сама. Театр кукол она превратила в модный сейчас в Европе театр предметов. Таким образом, из всяческих стариковских ненужностей, переполняющих квартиру, сложилась безмолвная повесть одной жизни.Предчувствуя скорый уход, одинокая бабушка, оживляет в воспоминаниях события своей нехитрой биографии. Она выбрасывает в печку старые письма и паспорт, высыпает кошке весь оставшийся корм, вспоминает мужа, родных и близких, советское детство, пробеганное во дворе под шум заедающей грампластинки. В последний раз она слушает молчание в трубке телефона и… превращается в птицу, улетающую в открытую дверь.Многогранность таланта Полины Борисовой поразительна. По сцене ходит настоящая согбенная старушка с мудрым и уже несколько сумасшедшим взглядом. Только изящные молодые руки выдают истинный возраст исполнительницы. Жутковатый, будто из глубин древности танец - камлание, когда человек становится птицей и его душа, содрогаясь, вылетает из тела, стал вершиной пластического мастерства актрисы.г4Для образа старушки она сама смастерила забавную маску не из новомодного латекса, а из веками проверенного папье-маше. Все костюмы и большинство предметов реквизита Полина тоже изобрела и изготовила самостоятельно.Оказалось, что предметы умеют говорить. Человек на сцене всего лишь перебирает бумаги, газетные вырезки, ордена и документы. Они так остро заряжены чувствами и эмоциями обладательницы, что без специальных словесных пояснений повествуют о ее молодости, работе на великих стройках социализма, достижениях и наградах.О личном, интимном и душевном в жизни героини спектакля и вовсе рассказывает моток клейкой ленты. Он стал своеобразным проводником в прошлое, предметом-протагонистом, с помощью которого актриса намечает на стене контуры отсутствующих персонажей, обстановку комнаты, воспоминания и мысли. Выразительная скотч-графика явилась, пожалуй, самой оригинальной придумкой автора.г3Столь же красноречивым может оказаться и обычный чемодан. Он сыграл себя самого, поведал историю жизни любимого мужчины героини и  стал порталом в ее детство.Как и коробка цветных карандашей. Расставленные на столе старушкой под бессмертное «Пусть всегда будет солнце», карандашики словно собрали воедино некогда многолюдное семейство. Потом  они падают один за другим, и каждое падение – чей-то уход. Когда героиня остается в одиночестве, она начинает превращаться в птицу.Сочетание легкого юмора и саднящей томительной грусти всегда было присуще произведениям великих мастеров русской прозы и драматургии. И хотя сама Полина относит себя к европейским художникам кукольного дела, вечная волнующая тайна русской души, несомненно, присутствует в ее трогательном творении, покорившем мир.

Текст: Дарья Евдочук

Фотографии из интернет-архива

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения