Вы здесь
Главная > Театр > Театр анимации здесь и сейчас

Театр анимации здесь и сейчас

19 сентября холл Большого Театра Кукол с самого утра наполнился ценителями искусства и просто любопытствующими. Повод весьма веский – лекция историка театра кукол и театрального критика Марека Вашкеля.

марекВ Петербург профессор приехал из Польши, где он занимается поиском новых форм кукольного и синтетического искусства. Свои разработки он реализует в Белостокском театре кукол, занимая там должность арт-директора. На лекции царила очень дружеская атмосфера, чему поспособствовал и тот факт, что лектор отлично говорит на русском языке. А это всегда подкупает. Ведь намного приятней воспринимать информацию напрямую, так сказать, от самого носителя, нежели слушать интерпретацию переводчика.
Марек сразу обозначил формат лекции, сказав о том, что ему хотелось бы с нами побеседовать и, возможно, обсудить некие моменты, которые вызвали бы вопросы. И надо отметить, что это вполне удалось.

Без долгих лирических отступлений лектор заявил: «Главное в театре кукол – это анимация! Без анимации это искусство не может существовать».

И в следующие две минуты был разрушен уже устоявшийся среди русской аудитории стереотип о том, что куклы – это только для детей. На самом деле театр кукол изначально, как сказал Марек, – это явление для взрослых. И только совсем недавно, буквально сто с небольшим лет назад, кукольники стали изобретать и ставить спектакли для «маленького»  зрителя.

Сопровождался рассказ богатой и очень интересной видеоподборкой Марека. Глядя на экран, гости узнавали об истоках театра кукол, о нынешних тенденциях и совершенно новых веяниях европейского современного театра анимаций.

К просмотру были представлены работы  режиссёров из Польши, Японии, Германии, Бразилии и других стран. На экране транслировались прекрасные творения, в первую очередь авторские. Всем известно, что большинство актёров и режиссёров, работающих в жанре кукольного театра, всё делают своими руками. Они буквально лепят, сшивают своих персонажей, а также все объекты, работающие на сцене. Это очень важно, потому как это позволяет создать в спектакле особую энергетику. Ведь зачастую кажется, что кукла управляет человеком, а не наоборот. Возможно, это оттого, что автор вкладывает в свое творение столько сил и души при создании.  И тогда на сценической площадке происходит настоящее волшебство, зритель действительно верит в то, что перед ним ожившая картинка!

Именно такое впечатление возникло при просмотре отрывка из спектакля «Вена» японского мастера Хочио Камото. На экране мы видим человека и куклу. Актёр обматывает  своего деревянного партнёра по сцене бинтами, будто бы «зализывая» и заматывая собственные раны. Это незатейливая история кажется настолько проникновенной, что невольно становится жутко, особенно после того, как у куклы из глаз начинают течь кровавые слёзы. Действие проходит очень медленно, поэтому все настолько завораживает, что погружаешься в спектакль целиком и полностью. Безусловно, это театр для взрослых, думающих людей.

«Обычно,  люди приходят в театр развлечься, за хорошим настроением. А тут их заставляют думать о жизни, о чём-то серьёзном. И показывают вещи совсем не смешные», – отмечает Марек.

На сегодняшний день кукольный театр являет собой огромный плацдарм для философских размышлений, для новых технологий и совершенно необычных приспособлений. Так, один из многочисленных видеоотрывков на экране – польский спектакль по мотивам всем известного «Гамлета» –  демонстрирует, насколько разнообразной и необычной может быть палитра выразительных средств.  Например, на сцене ставят аквариумы с водой, в которые помещены все персонажи, кроме самого Гамлета.

Но, несмотря на невероятные декорации, классика всегда останется актуальной!  Blind Summit Theatre из Лондона  представил спектакль «Стол», рассказывающий об увлекательном приключении куклы Моисея. На сцене  – трое артистов, стол и сама кукла Моисей. «Это поразительно, насколько хороша и виртуозна работа актёров. На протяжении 1 часа и 20 минут они непрерывно держат внимание зрителя!» – восхищается Марек.
На этом спектакле Марек и закончил свою лекцию. И, видимо, не случайно, ведь именно спектакль «Стол» зрители Петербурга смогут увидеть в заключительный день БТК-феста.

Текст: Беспалова Наталья

 

comments powered by HyperComments