Вы здесь
Главная > Театр > Под куполом ЦИМа

Под куполом ЦИМа

Театральный центр им. Мейерхольда (ЦИМ), перформанс «360 градусов».

Театральный центр им. Мейерхольда пригласил на свою сцену цирк! Настоящий и восхитительный, никого не оставляющий равнодушным. И все же начинание не имело бы смысла, если бы оно укладывалось в традиционные рамки циркового представления.

ц4

При всей своей внешней антуражности и яркости, внутри себя цирк достаточно консервативен. Династии, суеверия, предрассудки, интриги, дружбы, сложные взаимоотношения. В определенной мере он ограничивает жизнь тех, кто попал туда вольно или невольно. Традиции установлены раз и навсегда, как диаметр манежа. Зритель хочет видеть в цирке то, к чему он привык и что соответствует его представлениям. В цирке каждый возвращается в детство и потому рад прежним огням, музыке, трюкам.

ц2Юному поколению цирковых артистов хочется развития. Они с удовольствием выносят свои умения, мысли, фантазии за пределы пыльных портьер и стандартных трюков. Для этого в Европе придумали специальный жанр под названием «Новый цирк».

Вписать цирковые номера в концептуальность театральной драматургии рискнули режиссер Дима Мелкин, сценарист Люба Мульменко и задорная компания молодых циркачей, в том числе и потомков известных династий.

Во многом они действительно пошли по новому пути или даже наперекор принятому. Устроили манеж в камерном зале театрального центра. Никаких заоблачных высот и никаких тайн — все происходит на глазах у зрителя. Ему позволено по косточкам разобрать блестящие номера, которые с нарочитой тщательностью и легкой иронией демонстрируют воздушная гимнастка Александра Польди, жонглер Рудольф Левицкий, эквилибрист Андрей Катков. Каждый выход снабжен мастерски отснятым видеорядом, ненавязчивой драматургией и маленьким рассказом-воспоминанием. Все вместе складывается в чудесную повесть о цирковых буднях, отношениях, физических возможностях и человеческой усталости, о четкости взаимодействия учеников и мастеров, о радости достижений.

цСтильная сценография Нины Абдрашитовой превратила манеж в разборную конструкцию, позволяющую цирку становиться театром и наоборот. На небольшом пространстве зала удалось разместить все, что требуется цирковому исполнителю — шесты, трапеции, шары, булавы, обручи, уницикл и даже гримерку, которая в наибольшей степени уравняла два вовсе не взаимоисключающих вида искусства.

Цветовое оформление в «родченковских» красных, черных, белых тонах отсылает к футуристическим картинкам начала прошлого века.

В подобном ключе работает и цирковой хореограф Лина Лангер. Она связала номера между собой  сложными танцами с угловатой, лаконичной, геометризованной пластикой фильмов немецкого экспрессионизма.

ц3Тем не менее, это цирк. Он увлекает за собой и заставляет забыть о месте действия, особенно когда самые искренние аплодисменты достаются веселой и умной собачке и ее другу Сергею Иванову.  Дрессировщик отлично справляется с выразительным драматическим перевоплощением из сердитого распорядителя-владельца цирка в добрейшего хозяина крошечного джек-рассел терьера. История их трогательной дружбы великолепно иллюстрирует органичный симбиоз сцены и манежа.

Получился красочный перформанс для любителей поэкспериментировать с жанрами, формами, выразительными средствами. А также для любителей полюбопытствовать — что будет, если…? Проверить блистательную алгебру цирка гармонией театра вполне удалось — внакладе не останутся ни театралы, ни любители циркового искусства. Праздник для глаз и души состоялся.

Текст: Дарья Евдочук

Фото: Алексей Литаров

 

Добавить комментарий