Вы здесь
Главная > Театр > Коммунальные истории

Коммунальные истории

Коммунальные квартиры, пожалуй, можно назвать театром импровизации, где изо дня в день разыгрываются пьесы всех существующих жанров. Не связанные кровными узами люди вынуждены делить одно пространство, становясь вольными и невольными свидетелями или виновниками разнообразных событий в жизни соседей. Коммунальные коридоры хранят множество историй, и с одной из них нам предлагает познакомиться Санкт-Петербургский Театр «Федерация N». Речь о спектакле «Соседка Райка» по мотивам текстов Людмилы Петрушевской в постановке режиссёра Полины Неведомской.

р

На сцене двое: Она (актриса Молодёжного театра на Фонтанке Регина Щукина) и Ангел (актер Театра «Федерация N» Станислав Толстов). Оба в нелепых плащах, которые так часто носили в 80-90-е годы прошлого века. Ангел похож на тихого, робкого сумасшедшего. Он приходит с потрёпанным саквояжем, переобувается в тапочки, достаёт термос с чаем и слушает Её, периодически крайне удачно комментируя ее рассказ детскими стишками. А Она говорит. Говорит взахлёб. Говорит так, будто задохнётся, если не выплеснет сейчас свою историю. А история настолько обычная и знакомая многим, что невольно начинаешь думать о существовании во Вселенной некого сценария человеческих взаимоотношений.

р2По сюжету у героини-рассказчицы есть соседи – некая Райка с мужем. Она рассказывает про Райку со смесью насмешки и жалости. Спектакль начинается со слов рассказчицы о том, что Раиска для неё, считай, умерла. А дальше наша героиня, эта замотанная жизнью женщина, нервно разматывает перед нами клубок истории, рисуя словами и эмоциями картину взаимоотношений между собой, своим мужем, Райкой и другими людьми, случайно захаживавшими в их жизнь. 

Главная героиня пытается спасти свой брак. Патологически неверного мужа она называет небрежно по фамилии – Петров, на манер советского времени. Поначалу своё нежелание разводиться Она аргументирует тем, что их семья стоит в очереди на получение двухкомнатной квартиры. И как же, мол, они тогда получат вожделенное жильё, если Она с ребёнком уйдёт от своего Петрова? Но довольно скоро становится ясно, что рассказчица безумно любит своего мужа. Так по-бабьи любит, жалеет его, надеется, что однажды он исправится. Его увлечение какой-то новой женщиной Она называет «очередным зигзагом» Петрова. «Ну и что, что он гуляет. Нагуляется — и снова вернётся ко мне».

Ангел слушает, переживает, молчаливо сочувствует. А потом читает, например, стишок А.Ахундова:

«Раз – ступенька,
Два – ступенька,
Три – ушиблена коленка.
На четвертой
На ступеньке
Я встаю на четвереньки.
Пусть ступеньки высоки,
Высоки,
На коленках синяки,
Синяки.
Я по лестнице поднялся,
Остальное – пустяки!»

р5

Спектакль идёт 1 час 20 минут без антракта. И нужно сказать, что не так-то просто вдвоём с минимумом декораций держать зал в напряжённом внимании всё это время. Но артисты справляются блестяще. Регина Щукина живёт своею героиней так, что от нее просто невозможно отвести взгляд. Даже догадываясь о том, что там могло произойти между всеми участниками этой истории, сидишь и ждёшь, что же там дальше будет. Да и знаете, иногда полезно понаблюдать за чьей-то жизнью. Ведь совершенно случайно можно обнаружить схожие ситуации и найти ответы на какие-то свои вопросы.

Текст: Чайка Чурсина

Фото: Владимир Щедрин и Иван Соколов

 

 

Добавить комментарий