«Два дня, одна ночь» — фильм открытия «Послания к Человеку»

В этом году фильмом открытия фестиваля «Послание к Человеку» стала драма лауреатов Каннского фестиваля, братьев Жан-Пьера и Люка Дарденн «Два дня и одна ночь».

Бельгийские режиссеры получили известность в 1999 году, когда их фильм «Розетта» попал в основной конкурс в Каннах и был удостоен «Золотой пальмовой ветви». Далее, в 2005 г. последовал успех картины «Дитя», которая также забрала «Золотую ветвь». Премьера последнего фильма Дарденнов «Два дня и одна ночь» состоялась 20 мая 2014 года на Каннском фестивале, но вопреки ожиданиям многих критиков осталась без наград.

На фестивале «Послание к Человеку» уже стала традицией остросоциальная тематика открывающих фильмов. Однако в этом году социальные вопросы перемешались с вопросами сущности человека.

Два дня и одна ночь — это время, за которое главная героиня Сандра (Марион Котийяр) должна убедить своих коллег проголосовать против ее увольнения, отказавшись от премии в 1000 евро. Она едва вылечилась от депрессии и готова вернуться на работу. Но пятничным вечером узнает, что по предложению начальника среди ее сотрудников было проведено голосование: оставить Сандру на прежнем рабочем месте или получить премию в 1000 евро, и только два человека из 16 отдали свой голос ей. Тем временем у Сандры двое детей, кредиты  и муж, неспособный самостоятельно прокормить семью. Начальник разрешает повторить голосование в понедельник утром, поэтому Сандра по совету мужа отправляется на встречи с каждым из работников.

В своем фильме братья Дарденны виртуозно кладут на чаши весов неравновесные вещи: судьба Сандры и денежное вознаграждение. Отсюда вывод, что дальнейшая жизнь женщины в глазах каждого из ее коллег равняется сумме этой премии – всего лишь 1000 евро. Всего лишь 1000 евро, но у каждого своя семья, свои кредиты, дети и проблемы. «Мы ремонтируем дом, нам нужны деньги на террасу», — говорит одна коллега. «Понимаешь, я живу с новым парнем, нам столько нужно всего купить. Холодильник, телевизор. Понимаешь?» — пожимает плечами другая. Сандра понимает и со слезами отправляется домой к следующему сотруднику. Ей тяжело упрашивать и унижаться, в какой-то момент она готова кинуть все, но муж настойчиво убеждает продолжать. Ее блуждания от дома к дому напоминают путешествие персонажа русской сказки, колобка, который встречает на своем пути разных героев и начинает одну и ту же песню. «Песня» Сандры у кого-то вызывает сочувственные слезы, у кого-то приступ гнева, у кого-то равнодушие и нежелание вступать в разговор.

Фильм снят, словно документальное кино, без сложного монтажа, закадровой музыки и  лишних слов. Но эмоциональная прямая фильма так быстро меняет свое направление, что не успеваешь справляться, так же как и не успевает справиться героиня Марион Котийяр, каждые пять минут глотающая на экране успокоительные таблетки. Взлеты и падения так резко сменяют друг друга, что предугадать, чем закончится эта история практически невозможно. Сандре удается убедить восьмерых человек, но восемь проголосовавших за нее – это всего лишь половина, а значит, результаты пятничного голосования остаются в силе. Но после падения вновь небольшой взлет: начальник предлагает переиграть ситуацию, оставив и Сандру, и премии, но уволив другого сотрудника. Для главной героини, в отличие от ее коллег, такое предложение — не повод даже для минутного раздумывания. Она разворачивается и уходит. Уходит впервые за весь фильм со счастливой улыбкой.

Как отмечали многие критики, «Два дня, одна ночь» — это история не о человечности и милосердии, а свободе выбора и ответственности за него. Человек, зажатый в тиски необходимости выбора, обнажает свою сущность до предела: сын набрасывается на отца, одна из работниц цеха уходит от мужа, устав подчиняться его силе. Выбор, особенно если он непростой, всегда расставляет акценты и указывает на ценности.

Текст Варвара Шестакова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения