Вы здесь
Главная > Кино > Абделатиф Кешиш: «Не нужно теоретизировать, чтобы жить и быть свободными»

Абделатиф Кешиш: «Не нужно теоретизировать, чтобы жить и быть свободными»

25 сентября в рамках МКФ «Послание к человеку» прошел мастер-класс французского режиссера и сценариста, обладателя золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля Абделатифа Кешиша.

СПбГУКиТ, кажется, раздулся от собственной важности – встречать именитого режиссера поручили не кому-нибудь, а ему, alma mater петербургской киноиндустрии. Холл университета завешан объявлениями: мастер-класс переносится на несколько часов в связи с забастовкой пилотов авиакомпании Air France.

Абделатиф Кешиш: «Вынужден был выехать в аэропорт в 4 часа утра, я не спал все это время. Наша встреча посвящена работе с актерами. Давайте начинать».

Скромный черный свитер, седина и строгие вдумчивые глаза за стеклами очков – ему бы презентовать Macintosh, но вместо этого Абделатиф Кешиш снимает фильмы. Ошеломительно естественные. Обжигающе откровенные. Честные. Камера в фильмах Кешиша настолько чувственна, что почти вступает в сексуальные отношения с актерами. Предпочтительнее непрофессиональными актерами – им «не нужно теоретизировать, чтобы жить и быть свободными».

Абделатиф Кешиш: «С непрофессионалами у нас складываются близкие человеческие отношения, крепкая связь, так что они легко способны одновременно следовать моей задумке и вести себя в кадре естественно. С профессиональными актерами сложнее добиться освобождения, нужного для роли».

«Характеры для персонажей беру из обычной жизни. Люди вокруг разные, главное – их видеть. Некоторые режиссеры на кастинге подгоняют актеров под персонажа. Но мне достаточно, чтобы актер был хоть немного похож на мое представление о герое, я оставляю пространство для удивления, нового импульса и спонтанности. Например, непрофессионал Адель Экзаркопулос силой своего характера дала совершенно новый размах своему персонажу (из фильма «Жизнь Адель» — прим. ред.). Актеров мы ищем везде: в школах, в домах культуры. У меня работает много ассистентов, которые занимаются поиском. Этот процесс может занять долгое время – от полугода до года, ведь необходимо найти именно «того самого» человека».

«Важно общаться с актером так, чтобы было приятно видеть этого человека каждый день на съемочной площадке, во время озвучки, во время монтажа. Так что мы предельно честны друг с другом, я никогда не обманываю актеров, чтобы чего-то от них добиться. Только тонкая тактическая манипуляция. Хочу привести в пример случай на съемках фильма «Бен Гур». Там есть сцена, когда Чарлтон Хестон должен встречать своего друга и испытывать неловкость. Режиссер долго пытался добиться нужной реакции от Хестона, а потом подошел к его партнеру по сцене и предложил ему посмотреть на Чарлтона так, как будто в подростковом возрасте у них были сексуальные отношения. Хестон опешил и никак не мог понять, почему его старый друг так странно на него смотрит. А камера зафиксировала волшебство момента. Такие игровые манипуляции мне больше по душе, чем психологические».

«Иногда понимаешь, что что-то идет не так. Я никогда не расставался из-за этого с актерами, скорее пытался разработать с ними для роли какой-то новый маршрут. Иногда благодаря этому роли второго плана выходили на роли первого плана, или роли второго плана выходили более чистыми, чем роли первого».

«Что касается работы с детьми – важно предоставлять им пространство свободы, подстраиваться. Я всегда стараюсь ждать. Иногда ребенок хочет играть, иногда нет. Ему нельзя давать указания, когда и как это делать. Вообще ребенку дано играть – он все время играет маму, папу, докторов, нянек и так далее. И когда у него появляется желание, выходят отличные кадры».

«Я стараюсь, чтобы мои фильмы несли в себе обучающую составляющую, как можно более доступную для понимания. Мариво (французский драматург 18 века – прим. ред.) подходит для этой функции как нельзя лучше. Он одновременно великий и легкий – большую часть его творчества составляют комедии. На мой взгляд, учить надо, играя».

«Что касается первого, а также второго и последующих фильмов, то меня всякий раз преследует страх сделать что-то не так, показать себя не с лучшей стороны. Режиссеру ведь необходимо не только общаться с актерами, ты каждый день размышляешь о сценарии, ты каждый день думаешь о монтаже, и все это приводит к колоссальному внутреннему давлению и волнению. Профессионализм и заключается в том, чтобы подавлять их и подходить к работе максимально собранно. Концентрация должна освободить вас от этой тревоги».

Текст Яна Мышкина

Добавить комментарий