Вы здесь
Главная > Кино > OPEN CINEMA: закрытие: «рожденные в импровизации»

OPEN CINEMA: закрытие: «рожденные в импровизации»

Черёмуха, три панды и луна — квартирник вместо официального прощания – так завершился X юбилейный фестиваль Open Cinema в Санкт-Петербурге.

Погружение в дружественную, практически интимную атмосферу праздника начался с выступления этно-чилл-амбиент группы Три панды и луна. Процесс начался непосредственно в вестибюле киноцентра Родина, на протяжении нескольких дней принимающего в свои объятия зрителей и участников фестиваля. Ханг – две металлические полусферы, гармоника, бас, дарбукка (своеобразный барабан) в умелых руках музыкантов вызвали восторг у посетителей фестиваля. Не в первый раз Панд снимают на видео, часто ребят можно встретить в арт-кафе и просто улицах города. Так «дети импровизации» (а играли ребята именно в таком режиме) стали видео-героями вечера, перенеся своё творчество в мобильные телефоны присутствующих. Музыка с пронизывающей положительной вибрацией задала тон всему происходящему в дальнейшем.

Музыкальную эстафету вечера перенял коллектив Черёмуха, он же BirdCherryTree – добрые друзья организаторов фестиваля. Пронзительный девичий вокал, трогательная виолончель и ритм-секция – на протяжении всего вечера ребята не раз заставляли сердца зрителей трепетать. Сопутствовали этому трепету и вновь произнесённые отрывки своеобразного манифеста благодарности театра АХЕ: всевозможные «спасибо» не только окольцевали начало и конец фестиваля, но и являлись вступлениям к каждой номинации. Их, кстати сказать, было всего девять, включая специальные призы от партнёров и организаторов OpenCinema.

Как и было заявлено в вечер открытия фестиваля, его аудитория – зрители со сладкой меткой open mind. Это дало стимул провести последнюю встречу с искусством кино в режиме обыкновенного, свойственного Питеру квартирника. Так, призы победителям вручали самые активные зрители, например Кристина Шевченко и Фёдор Быков, а поговорить с ведущим можно было будто сидя за чашечкой чая или чего покрепче. Правда с микрофоном поперёк беседы.

Вручение часов (именно так выглядит награда фестиваля) начали с самой близкой сердцу категории – Резидент.ру, где было представлены работы исключительно из России. Вскрывая заветный конверт, зрительница сказала: «Наше кино, оно с болевыми точками: за Россию, за себя. За молодёжь». С ноткой лиричной горечи первые часы вечера ушли к Анне Романовой за анимационную работу «Несуразь» — историю про черепашку, которой приелась вечно суетящаяся фауна. Вот только без неё голубое спокойное небо было лишено прежней яркости и близости – в компании трёх улиток героиня снова ушла искать себя к вечно работающей лошади, льву без пойманной рыбы, чрезмерно громкой корове…

Премию Экспериментальное кино, в борьбе за которую, увы, не было представлено ни одной работы из России, получила девушка из Швейцарии Мари-Элса Сгуалдо за работу с исчерпывающим названием «Невозможно сделать всё сразу, но можно оставить всё в один миг». Автобиографическая (а может быть и нет?!), разделённая на главы работа не смогла оставить зрителя равнодушным, несмотря на некоторую затянутость и депрессивность. Но выразить свою душу можно только через внутренние переживания, пусть и вызваны они, например, изнасилованием собственным дядей или матерью, оставившей детей на попечение дедушке на ферме.

Приз на сцену снова вышел получать один из организаторов – многоликий, с чувством юмора очаровательный парень в этот вечер был то Анной, то Марией, то Александром, то иными победителями. Главное, что слова благодарности оставались прежними: «Маме – за поддержку, папе – за финансирование, тетё – за техническую поддержку». С таким уровнем доверия зрителя покорять можно хоть Каннский фестиваль.

Зрительское жюри конкурса покорила документальная работа Ильи Желтякова «Узбекский плов». Метафоричное название дано неспроста: таковым представляется режиссёру блошиный рынок, знакомая каждому петербуржцу барахолка на Удельной. Окунуться в судьбы, в тяготы, подводные камни известной Питерской точки позволили и женщины рынка, зарабатывающие «на хлеб и кусочек рыбки», и мужчины, которые некогда мечтали о дипломе, а теперь движущая сила для них – деньги, и изумительный кадр с двумя протезированными ногами. Уделка – это даже не узбекский плов, это настоящая пёстрая солянка города, воспеть которую ещё никому не удалось. Смелость и новшество – вот двигатель документального кино ныне.

Следующие призы фестиваля – гостинцы в области анимации. Трогательная история о матери одиночке – Горгоне вонзилась в сердца аудитории едкой сатирой, грустным по своей правдивости юмором. Речь идет о работе Александры Хитмеровой «Мифополис». Вместо девушки на сцене вновь появился очаровательный «заместитель».

Игровое же кино стало самой объёмной категорией. На показ всех работ ушло целых 4 сеанса.

«Великий» Андреаса Хенна безоговорочно получил свои заслуженные часы. История о воришке кинолент во время Второй мировой не оставила в зале каменных лиц. Немецкая армия была обрадована появлению на экране Великого диктатора, исполненного великим Чарли Чаплином в одноимённом фильме. Сербского нарушителя, однако, не расстреляли, а отправили в лагерь, из которого он с такой же прытью сбежал и живет до сих пор в родной Сербии. И дело даже не в том, то киноманы дают призы за оду их объекту любви и страсти, а в том, что столь грамотно и качественно сделанная работа должна иметь такую же награду: жизнь короткометражному кино за некогда спасённые жизни и души человеческие.

Призы от партнеров получили ленты «Съешь» Мориса Краммера, «За окном» Михаила Сафронова. Награды от организаторов ушли в руки Константины Котцман — «Вашингтония», Пьеро Мессина – «Первый закон Ньютона» и в руки художницы Светланы Филипповой за работу «Брут». Самой «питерской» была признана картина Ксении Рогановой «Видеовыход».

Особое место в истории фестиваля заняли награды «Народное прокатное удостоверение» и «Израненное сердце режиссёра». В фильме, который, к сожалению, не смогли показать аудитории в кинотеатре Родина, но который везунчики могли удивить на пляже Петропавловской крепости, есть одна замечательная фраза: «Между мной и тобой – Леонид броневой». Речь идет о ленте «Рекорды» Тимура Хабицева, только на этот раз между юбилейным фестивалем и режиссёром оказалось именно прокатное удостоверение. В дань таланту выпускнику ВГИКа и в протест нововведению, организаторы показали лишь 25 % от ироничного рассказа о клерке-мечтателе. Герой постоянно делает голосовые записи, рекорды на телефоне в надежде на их полноценное музыкальное осуществление. «Народное прокатное удостоверение» нашло своё место в российской глубинке, у Александр Свирского за работу «Чепурнас».

Именно на этой возвышенной ноте героя-летчика «Чепурнас» завершился последний вечер десятого по счёту кинофестиваля Open Cinema. Самые стойкие зрители дали киноэкрану получить последнюю порцию аплодисментов и с открытыми сердцами и сознанием ушли догонять последние составы метрополитена.

Текст и фото: Александра Сливинская

comments powered by HyperComments