Вы здесь
Главная > Кино > Open Cinema: день четвертый: конкурсная программа игрового кино

Open Cinema: день четвертый: конкурсная программа игрового кино

В кинотеатре Родина продолжаются знойные показы фестиваля Open Cinema. Таковыми они являются не только из-за стойкой петербургской жары.

Четвертый день фестиваля проходил в стенах именитого кинотеатра Родина. В конкурсной программе игрового кино свои картины представили режиссёры Великобритании, Израиля, Италии, Греции – это далеко не полный список стран-участниц кинематографического парада 4 августа.

Основная тема, волнующая режиссёров, перекликается с творчеством Фёдора Михайловича Достоевского – каждый совершённый поступок (или наоборот бездействие) влечет за собой определенные последствия. Своими мыслями по этому поводу поделились Леон Лившиц — «Разрешите вам помочь», Пьеро Мессина – «Первый закон Ньютона», Джан Эрен — «Женщина с печальным сердцем», Мира Матропаско — мистический триллер «Хацор», Мартин Крэйчи — драма «Маленький секрет» о 15-летнем непослушном врунишке.

На фестивале была представлена картина Лайка Андерсона «Счастливые мысли»: ничто, кроме беды, не сможет свести нас вместе

Химия человеческих отношений – естественный материал для любого художника. Лайке Андерсон буквально обнажил души двух девушек, столкнув их в своеобразной дуэли: юные особы не поделили погибшего молодого человека. Об этом зритель узнаёт постепенно, так как лента имеет нелинейный сюжет. Любовный треугольник оказался в тягость парню: грезивший о свободе и воспевший полёт он покончил жизнь самоубийством. Правда, реквиемом ему стал последний звонок от бывшей возлюбленной, предпочитающей вместо благородного ухода мрачный террор. Картина наполнена пространными речами, необусловленными практически ничем, кроме красоты, кадрами постельных ласк. Завершает образ картины отличное звуковое сопровождение: шумовое и музыкальное оформление дополняют идущие на экране кадры.

Здесь даже немного неясно: для чего и без того достаточно сочную картинку дополнять излишней мишурой? Запутаться в подобном «клиповом» монтаже с нелинейным повествованием и без того просто, для чего придавать большую изобразительную нагрузку? Или это необходимо для передачи метафоры лёгкости, полёта, свободы мысли и чувства?

Стоит также порадоваться верности англичан в выборе фактуры. После нашумевшего «Шерлока» они всё ещё убежденно выбирают на роли больше органичных, цепляющих, нестандартных актеров, нежели глянцевых красавиц. Вышеописанное ещё раз подтверждает тезис, произнесённый в фильме: «Все правила – ничто». И действительно, ведь если кино состоялось, запретов перед ним быть не может.

Эта же мысль прослеживается и в работе «Оптимизм» участника конкурсной программы Жана-Габриеля Перье. Начало фильма – серия псевдодокументальных статичных портретов жителей Франции. Все они впоследствии станут «жертвами» оптимизма, который задумала нести в массы необычная женщина. В её расписании дня стоят такие дела как сказать девушке-продавщице о её красоте, приласкать бездомного, признаться в любви незнакомцу и схватить его за руку, любить друг друга без границ. То Философия фильма и героини – безграничная свобода и тотальное ощущение кипящей жизни. Только через подобные поступки героиня чувствует отточенный ритм сердца. К сожалению, конец истории печален.

«Оптимизм» — это ода свободе и размышления о её невозможности в современном мире, и что даже страшнее – в современных головах, переполненных условностями и законами. Этот бьющий себя в грудь паяц с распахнутым сознанием может найти «обиженному сердцу уголок» на Open Cinema.

Следующий участник фестиваля — Пьеро Мессина с фильмом «Первый закон Ньютона» — еще одна иллюстрация идеи отсутствия границ фестиваля. Практически постельные сцены людей категорически зрелого возраста в зале вызвали некоторое…недоумение. Но ведь названному закону поддаются и стар и млад?!

Итак, тело инертно, пока на него не подействуют силы других тел. Так, лучший друг пишет записку возлюбленной своего нерешительного товарища. Причем, не решался он неприличный срок – вплоть до похорон мужа пленившей сердце дамы. За обедом и она признаётся ему: «Я вышла. Потому что он меня попросил. А ты – нет». Бросаясь за любимой вновь, теперь уже с кольцом в кармане, герой буквально натыкается на дочь возлюбленной. Та остаётся категоричной, когда женитьба должна состояться через два дня после похорон отца. Здесь же звучит и другая точная, емкая мысль картины: «Мы – старики. У нас эти два дня – как десять лет для вас. Нам нужно торопиться».

Мастерская, лёгкая, не без юмора картина Мессина, пожалуй, одна из самых ярких картин фестиваля: актуальный сюжет, раскрепощённость и решительность замысла и игры актёров ставят «Первый закон Ньютона» в ряд претендентов на победу в фестивале. Ведь, тела в состоянии покоя не всегда таковыми являются: если внешне человек инертен, стоит только немного потрудиться и заглянуть внутрь, чтобы разглядеть специфику, казалось бы состояния покоя.

После просмотра только лишь трех картин, в голову нескромно закрадывается мысль — в современном кино нельзя без эротики. Даже между кадрами разных фильмов, участвующих в одной программе, можно найти параллели.

Так, обнажённая спина – это визитная карточка не только «Счастливых мыслей», но и работы турецкого режиссёра Джана Эрена «Женщина с печальным сердцем». Пространная, мистифицированная лента о женщине, увязшей в долгах, по которым она расплачивается своеобразным образом — собиранием замерзших трупов. Однажды она встречает двух парней, которые обещают одарить ее любой суммой, если она прикинется их матерью. Один нюанс – прикинуться она должна в гробу и на пару часов. Здесь проходит вереница счастливых одаренных деньгами людей, несчастная обиженная любовь, коей также возвращаются деньги, по всей видимости, за моральные травмы. Цветовая гамма фильма от классического приятного контраста черного-белого-красного переходит в нечто непостижимое. Ядовитый голубой снег, выжженные галстуки, волосы, меняющие свой цвет – на субъективный взгляд, подобное решение художественным для картины не являлось, а только резало глаз. Если уж и скрещивать мистицизм и драму, то качественно. Хотя, какой российский зритель сможет понять загадочную турецкую душу. Сюжет фильма получился двояким: женщина с грустным сердцем завершила свой путь раздав долги, но окажется ли её погребение лишь двухчасовым осталось загадкой.

Иная мистическая драма – «Хацор» от Миро Мастропаска. Триллер, окрашенный в болотные оттенки, весьма удачно окольцевал сюжет своеобразным перевёртышем: фильм с названием древнего библейского холма погрузил зрителя в состояние комы, вернее в фантазию режиссёра об этом состоянии души человека. Вот только попала она в подобные дебри из-за проступка: главный герой убивает невинную девушку. Но та нанимает тень своего убийцы для отмщения.

Немецкий лаконизм и прагматизм в этом фильме, к счастью, до конца себя не проявил, иначе мистицизм картины был бы утрачен полностью. Зелёная вуаль и полотно киноленты действительно погрузило зрителя в подвешенное состояние, в ожидание развязки, так как до неё фильм казался совершенно невнятной массой из шаманских телодвижений, коротких ударов колокольчика и бесконечного нарекания лекаря героя: «сон невозможен без сна».

Зато без велосипеда невозможно изнасилование — по мнению израильского режиссера Леона Лившица. С первого взгляда, его картина «Разрешите вам помочь» повествует о снисхождении и счастливом прощении. Девушка приютила, накормила воришек, попытавшихся украсть её велосипед. Правда в момент совершения неблагородного поступка воришки с велосипеда упали и оставили на асфальте небольшое кровавое пятно, замечательно рифмующееся с последующим разбитым бокалом вина. Воры оказались влюблённой парой, но грудь «спасительницы» оказалась краше. Чтобы остановить флирт боевая воровская подруга решила привлечь к себе внимание, вальяжно опрокинув бокал. Пара пощёчин – и у девушки спущены штаны. Раз – и она уже прикована к кровати, а звонки папе оказались тщетными.

Искромётная вещица из Израиля покоряет своей динамичностью, неоднозначными находками (воришки издают больше животные звуки, чем человеческие, в магазине отчетливо звучит фраза, доносящаяся из телевизора: «Билли должен доказать свою верность») и колоритом. Неожиданные, открытые концовки – также «фишка» представленных на фестивале работ. Как и в работе «Стук в дверь», в «Разрешите вам помочь» сюжет обрывается на оброненной улыбке, неловко брошенном взгляде.

Самый лиричный участник фестиваля этого вечера – работа из Греции, «Вашингтония». Философская повесть, в центре которой огромное сердце жирафа, стук которого задаёт темп всей окружающей саванне. Так и стук сердца человека командует парадом на протяжении всей жизни. Интересна в этой работе и сравнение жизни героини с пальмой, которую она привезла из Африки, – подарок возлюбленного. Сердцевину дерева начинает поедать красный жучок, из-за этой напасти растения гибнут, вслед за сердцем теряя голову.

В фильме очень много переплетённых параллелей: от смотрителя музея до жирафа, от брошенного сынишки при живой матери, увлечённой собаками, от садовника до кондитера. И все они сходятся именно в философии, заданной в самом начале: без сердца, чувств, человечности жизнь человека будет сухая пародия на саму себя. Поэтому мальчишка выпускает и продаёт собак матери, женщина зашторивает окна и принимается умирать в одиночестве, садовник лежит рядом с пальмовым деревом в надежде услышать его сердцебиение. И только Вашингтония – пальма с сухим узким сердцем остаётся невозмутимым шелестом над царицей Грецией. Тонкая, пропитанная лиризмом и некоторой мифичностью, сказочностью картина нелегка для восприятия, но оставляет свой обволакивающий шлейф.

Четвёртый день фестиваля оставляет смешанные чувства: игровое кино становится всё ближе к экспериментальному жанру. Не может обходиться без эротики, хотя бы намёк на неё жизненно необходим, а драма обычной жизни становится совершенно далёкой для художников кино – всё больше и глубже они уходят в дебри сознания, стараясь мистифицировать, облачить в метафору каждую мелочь. Как бы только зритель не уставал от «мудрёного» кино, но ведь Open Cinema – это горстка соли в кинематографической жизни Петербурга?

Текст: Александра Сливинская

comments powered by HyperComments