Вы здесь
Главная > Около > Конкурс грима и спецэффектов Россия FX

Конкурс грима и спецэффектов Россия FX

23-24 августа в Санкт-Петербурге прошло мероприятие, сломавшее многие стереотипы и открывшее новые горизонты как для участников, так и для зрителей — первый всероссийский конкурс грима и спецэффектов Россия FX.

Хотя в названии фигурирует слово «конкурс», по факту, в стенах арт-пространства «Ткачи» прошел фестиваль, причем сделанный на очень высоком уровне. Размах и планка, которую взяли организаторы, видны по именам приглашенных — Роб Бурман, Тал Пелег, Елена Сарделли и Данило Каригнола, Денис Потеряев, Ксения Малкина. Для большинства людей, впрочем, эти имена ничего не говорят. И здесь — второй показатель мастерства тех, кто полгода создавал проект. Грим — закулисная профессия. И собрать такое большое количество людей, а народу пришло много, — это успех. В России номинация за лучший грим в кино, например, появилась совсем недавно. Мы считаем работу гримеров чем-то само собой разумеющимся, многие вообще думают, что в кино все рисуется на компьютере, хромакей приклеивается на лицо, а гример — это человек, который с кисточкой и пудрой наводит лоск в маленькой гримерке, заваленной бутафорией. Это не так. Более того, это совсем не так! Гример — редкая, удивительная и востребованная профессия, причем научиться ей в вузе невозможно. Хороший гример — немного скульптор, немного художник, стилист, знаток разнообразных материалов и технологий.

Итак, фестиваль. На просторном пятом этаже Ткачей разместилось множество павильонов, выставочных стендов, сцена, музей грима, площадка для закрытых мастер-классов, где посвящали в свои тайны настоящие звезды и мастера своего дела. Каждый зритель мог подойти к стенду и сделать себе аккуратный кровавый шрам (чем все и занимались в день номинации «По следам Тарантино») или яркий бьюти-образ.

В зале создавали колорит и оттеняли уникальную атмосферу арт-механические объекты Александра Гецоя. Ощущение волшебства начиналось уже возле здания лофта, где по улицам ходили ожившие персонажи сказок и фантастических кинолент,  девушки в бьюти-образах, радиоактивные мутанты. В зале, под объективами камер и палящим светом софитов, рождались образы конкурсантов. Три этапа отбора, мастера со всей страны,  энтузиасты-самоучки, три месяца эскизов, надежд и подготовки — и лучшие творят волшебство, чтобы представить его жюри. Гримеры работают с 11 до 16, присутствуют три номинации. По следам Тарантино, исторический портретный грим — великие политики, и сказки Александра Роу: современное прочтение.

Организаторы конкурса, школа грима и спецэффектов Питер FX, педагоги которой работали с Сокуровым, Рязановым, Маминым, почерпнули идею провести конкурс в России, побывав на конкурсе гримеров в Лондоне. Потом были поездки по странам, многотысячные фестивали — и укрепляющееся желание сделать это и здесь, в Питере.

Два дня в режиме нон-стоп проводились многочисленные мастер классы. Бесплатные, на большой сцене и закрытые. Основной козырь конкурса, конечно, это приезд лауреата Оскара в номинации «лучший грим» за фильм «Муха» Роба Бурмана, который как присутствовал в составе жюри, так и давал урок профессионального мастерства. Кто не в курсе всего, Роб Бурман — гример в третьем поколении, человек, участвовавший в создании более 200 кинокартин, самые известные из которых — Охотники за привидениями, Терминатор 2, StarTrek, Миссия Невыполнима 3, создатель авторской линии материалов для спецэффектов и собственной школы в Голливуде.

Краткий ликбез по происходящему на мастер-классах:

Мастер-класс Анны Измайловой, основателя и руководителя  MAKE-UP-SECRET STUDIO, ведущего визажиста марки MAKE-UP-SECRET «Эффект Золушки: секреты профессионального преображения». Анна с помощницей за полчаса на сцене показали, как должна выглядеть гламурная девушка, которая ищет своего принца.

Алан Брюннер, художник по гриму, арт-директор легендарной марки Maqpro, рассказал и показал, как можно сделать рану за 15 минут. Маэстро  сотрудничает с пожарными службами и полицией, реалистичность результата даже пугает. Используя в своей работе воск, палитру с 250 оттенками (позавидуют и многие художники), несколькими, казалось бы, несложными движениями, на столике вылепляется латексная форма, раскрашивается, и наклеивается специальным клеем на кожу модели.

Затем гример кино и телевидения Ксения Елисеева демонстрировала на сцене возможности аэрографии и японских аэрографов. Гудящий компрессор на полу, изящная серебристая ручка в ладони, тюбики с краской. Это инструмент, которым можно делать абсолютно все. Картины в духе гиперреализма на любых поверхностях, боди и фэйс-арт, макияж. Аэрокраска не течет под палящими софитами, выглядит великолепно, смывается струей воды. Позволяет сделать любую художественную работу очень быстро, что важно для гримера в начале съемочного дня, достигать плавных и выигрышных переходов, использовать приготовленные заранее трафареты для узоров и текстур. Аэрография уже давно используется в мировом кинематографе, до России же доходит только сейчас. В общем, инструмент must have. Ксения презентовала и свою школу MakeUpAir, где за 160 часов любого человека, даже без художественного образования, научат тонкостям применения аэрографа, заставят нарисовать четыре картины большого формата, а пятую изготовить на любой другой поверхности, будь то кожа или кирпичная стена. А 5 работ — это уже портфолио. И — вперед, в профессию.

Ольга Шамкович на своем мастер-классе «Особенности театрального грима. Трансформация женского лица в мужской образ» уверенно, с пониманием собственного мастерства, посадила на сцену симпатичную девушку, отточенными движениями нанесла грим… Костюм, несколько штрихов… И перед изумленными зрителями уже сидит хмурый бородатый мужчина.

На второй день на открытой сцене творилось самое настоящее волшебство.

Мастер-класс «Русалочка. Путешествие в подводное царство» от сотрудников MakeUpAtelier, где можно было научится тому, как, используя пластический грим, материалы и инструменты, купленные в строймагазине за углом, создать за несколько часов цельный, законченный образ жительницы подводного царства. Кстати, щупальца из гипермаркета вблизи все же не самое реалистичное решение.

Далее были технологии. Сначала Алан Брюннер со своими уникальными материалами. Затем сцену оккупировали двое мужчин, больше всего похожих на строителей: в фартуках AlcorPlast, они мешали полиуретан шуруповертом, сыпали названиями растворителей и гидрофобных материалов — а в конце, как настоящие алхимики, выудили из всего этого безобразия готовый муляж руки.

Денис Райков, про применение трансферов в пластическом гриме. Чтобы все те, кто сделал себе шрам, рваную рану или дырку от пули на одном из стендов, поняли, как же непросто было в свое время создавать эти аппликации.

Креативная презентация профессиональных сумок для визажистов Zuca, во время которой на одной из них девушка исполнила гимнастико-акробатический номер, поразив зрителей необыкновенным владением телом, закончилась аукционом этой самой сумки.

Закрытые мастер-классы шли в отдельном зале, параллельно открытым, доступ на них был только у обладателей вип-билетов и у аккредитованных представителей прессы. Отведенного часа на каждый мастер-класс не хватило никому. Разве можно за час поделиться опытом многих лет жизни и творчества, научить делать возрастной грим, или создавать сюрреалистические образы из дышащего латекса? Всё записывалось на видео, бумагу, диктофоны, рекордеры и планшеты, чтобы потом пересматривать, переслушивать, впитывать.

Самое ожидаемое, конечно, это работа Роба Бурмана. Голливудский мэтр рассказывал, почему в век спецэффектов все равно, как никогда, нужны гримеры, как грим дополняется компьютерной графикой, и, конечно, сам процесс создания динамичной маски, когда искусственное лицо двигается вместе с настоящим, даже по фактуре напоминая живую кожу. Роб с ассистенткой создавали аппликации, он что-то колдовали за столом… Мистер Бурман работает профессионально, комментируя все свои действия, как художник на картину, издалека смотрит на свое произведение, прищуривая глаз. Он не любит делать бьюти и фэнтэзи макияж, а его любимый процесс — скульптурирование, когда по слепку с лица актера вылепляется фундамент будущего образа.

Великолепный мастер-класс от итальянских гостей, создание пластического грима в кино. Умельцы демонстрировали грим рептилии из пенного латекса. Материал похож по тактильным ощущениям на зефир. Болванка, то есть основа, отливается с реального лица человека. Помощники мастера раздавали материалы в зал для знакомства с ними. Процесс изготовления маски выглядит жутковато и напоминает работу в лаборатории, где проводят странные эксперименты. Используется обыкновенный пластилин, стадии процесса включают разработку «негатива» и «позитива».

Конкурсная программа. В первый день, «По следам Тарантино», был забавный казус. Так как все просили сделать себе шрам или рану, количество кровоточащего народу на конкурсе зашкаливало, к тому же уже ходили по залу номинанты — маньяки с пилами и отрезанными головами в руках, не очень беременная девушка с ножницами в глазу и ребенком, вылезающим из разрезанного живота, радиоактивный сталкер с облезающей кожей. Ведущий уже на сцене, исполняется саундтрек из фильма Тарантино, исполнительницы великолепны! И вдруг посреди всего этого великолепия раздается подвыпивший голос, общую суть смыслового посыла которого можно передать в нескольких словах: «а че это у вас все в кровищи, а ведущий, эй, ты че такой веселый-то?» Персонаж начинает пробираться к сцене, ведущий зовет организаторов, которые где-то бегают, затем охрану… Персонаж залезает на сцену, и без долгих слов бьет ведущего в лицо. Тот же достает пистолет и застреливает нахала. Трэш, однако! Второй конкурсный день — это бестиарий фантастических существ, сошедших со страниц книг и с киноэкранов, родившихся в глубинах фантазии их создателей. Здесь и очень женственная кикимора с ребенком, и сюрреалистичный водяной, и осовременившийся Кощей-байкер, и Якупоп из Зазеркалья, и Старичок-Боровичок. Между всем этим великолепием гордо шествовали Иван Грозный, Махатма Ганди, Фидель Кастро.

Церемония открытия и закрытия, с шоу барабанщиков, контактным жонглированием, световыми картинами…

Субъективные впечатления, витающие в воздухе и оставшиеся у всех, посетивших мероприятие — конкурс вдохновляет. Ведь это не только возможность узнать тайны гримерного мастерства, пофотографировать удивительных героев, услышать о современных технологиях, использующихся в кино и театре. И даже не удовольствие от того, что можно было бесплатно наживить себе эльфийские ушки или приклеить рану на шею. И даже не фото в инстаграм, что ты сидишь рядом с человеком, который сидел когда-то на церемонии вручения Оскара, и выходил на сцену за заветной статуэткой.  Ведь в эти два дня проходила презентация профессии. Профессии интересной, неординарной, полной творчества, работы над собой и постоянного развития, профессии, где не обязательно художественное или театральное образование, чтобы быть художником,  профессии которой не учат и которая востребована в узких кругах. Которая создает волшебство.

Текст Виктор Апин

Фото Анастасия Стародубцева

comments powered by HyperComments