Вы здесь
Главная > Кино > «Я не вернусь»: Критический реализм Ильмара Раага.

«Я не вернусь»: Критический реализм Ильмара Раага.

OwQZ32ct7kE     «Мне кажется, что самое большое удовольствие режиссера — это удивляться игре актеров».

                                                                                                                          Ильмар  Рааг.

10 июня в кинотеатре «Художественный» состоялась премьера фильма «Я не вернусь», картину представили режиссёр фильма Ильмар Рааг и актрисы Полина Пушкарук и Вика Лобачева.

9vxKzTGmpv4

Интересные наступили времена. Копродукция нескольких очень разных по ментальности, но имеющих так или иначе общее прошлое стран, рождает фильм в лучших традициях советского кинематографа. Отличный пример того, что вовсе не все стоит сбрасывать с корабля современности: из прошлых связей и «дружб ненужных», к сожалению, ныне, может появиться маленький, горький и одновременно светлый шедевр.

Эстонский режиссер Ильмар Рааг, автор успешного «Класса», взялся за произведение молодой писательницы и драматурга Ярославы Пулинович, привлек к работе финскую съемочную группу, русских и казахских актеров и снял своеобразное щемящее roadmovie на российских реалиях. Работа проходила в городах России, на дорогах Белоруссии и просторах Казахстана.

qPr6XR-WAAY

Масштаб нешуточный.

Но при таком размахе внутренняя структура картины очень камерная, потому что пространство фильма четко замыкается на двух главных героинях Ане (Полина Пушкарук) и Кристине (Вика Лобачева). Все остальные существуют поодаль, мельком, смазанные, как кадр, снятый на скорости.

История сама по себе удивительная и страшная, будто сказка с горестным концом. Сказка пугающе правдоподобная, из тех, в которых рассудок успокаивает — «так не бывает,» а жизненный опыт противоречит — «к сожалению, все это вполне возможно».

Сам Ильмар Рааг считает историю похожей на зачастую печальные рассказы Ганса Христиана Андерсена. Фильм действительно снят в стилистике и цветовой гамме суровых северных морей с их тягучими эпосами, рвущими душу ветрами.

-kuSpKppDBM

Сценарий Ярославы Пулинович и Олега Газе изобилует необычными поворотами сюжета, неожиданными виражами, характерными скорее для кино с быстро раскручивающимся действием. Тем не менее, Рааг верен задумчивому своеобразию кинематографа соседней Скандинавии. Эстонцы и финны точно также склонны к спокойному мировосприятию, как и их собратья по балтийскому побережью.

В их руках любой экшн превращается в неспешное созерцательное повествование при самом взрывном сюжете. Но, как известно, сдержанность — это лишь форма. Напряжение скрытого нерва событий в этой картине поразительно эмоционально.

OLi5xggrxq8

Воспитанница детдома Анна — отличница и медалистка, девушка на первый взгляд уверенная в своих поступках и перспективах. Серьезная интересная работа, взрослый любовник. Стремления, обусловленные сиротским детством: дом, семья, обязательная «каменная стена» поддержки, к которой приучены опекаемые государственным учреждением детдомовцы. В тихой и почти робкой Ане чувствуется стальной стержень характера человека, выросшего без любви и одержимого комплексами зависти, безжалостности, неумением любить и понимать того, кого любишь. Ее размеренное существование внезапно рассыпается на крохотные и очень острые осколки нелепого и ужасного происшествия. Нерефлексирующее сознание сироты, привыкшей цепляться за жизнь, подсказывает Анне вариант спасения наименее ожидаемый, но именно потому и удавшийся, ведь невероятный экспромт часто становится залогом желаемого исхода событий.

p_635908

Взрослая женщина со взглядом забитого ребенка попадает в детский приемник — распределитель. Там она знакомится с маленькой Кристиной, девочкой, готовой, как затравленный щенок покусать весь мир. Их судьбы сцепляются словно звенья якорной цепи. Темп фильма, толкаемый чередой отчаянных и смертельных событий набирает обороты, будто летящее с горы колесо.

Из двух разбитых жизней проклевывается одна новая, неясная, непознанная, но уже осененная светом любви.

p_635907

«Я не вернусь» - тот редкий фильм, в котором каждый кадр дышит воодушевлением и талантом его создателей. Состав группы абсолютно не звездный, но крепко профессиональный.

После долгих поисков режиссер нашел изумительных исполнительниц главных ролей.

Полина Пушкарук (ученица С.Женовача) — актриса, чья внешняя малоэмоциональность как нельзя лучше укладывается в плавную вдумчивую атмосферу фильма. Она обладает уникальной способностью говорить своим внутренним существом Предчувствие беды во взгляде так выразительно, что любые слова и жесты кажутся лишними. Тихий свет немного испуганных глаз меняется вместе с героиней: взрослеет в трудных моментах выбора, становится подростково — дерзким в необычной жизненной ситуации, выпавшей на ее долю, темнеет от горя. Наконец, расцветает светлой улыбкой новой жизни.

p_635912

На роль Кристины авторы фильма детей из детских домов не рассматривали, сознавая ответственность «за тех, кого приручаешь». Однако, от судьбы не уйдешь. Пробы Вики Лобачевой оказались вне конкуренции. Позже выяснилось, что малышка с трудным нравом и в самом деле жила несколько лет в детском доме, хотя, к моменту съемок она уже переехала в приемную семью. В дальнейшем отношения с приемными родителями не сложились и девочка вновь вернулась в детдом.

p_635904

Вика сыграла характер исключительно сложный, но очень правдивый. Резкая, озлобленная, ранимая. С болезненным желанием любви. Детское прорывается в ней с трогательностью травы, пробивающей толщу асфальта. Оказывается, что в душе ребенка невозможно убить желание чуда. Ее забавные фантазии вскрывают жесткий панцирь на сердце Ани.

В работе юной актрисы присутствует органика наивысшей пробы, как показатель большого природного дара. Когда смотришь на Вику, кажется, что на экран вернулась маленькая звезда советского кино Маргарита Сергеечева, девочка с таким же упрямым взглядом и непосредственностью истинного таланта.

p_635901

Имя оператора Туомо Хутри может стать открытием для российских зрителей. Стиль его картинок сдержан в той мере, в какой молчаливы сами финны. Каждый кадр словно написан красками, увиденными на таких же безмолвных, но говорящих внутренним светом картинах Третьяковской галереи. Сумрачно — серые, они иногда напоминают работы В. Перова, представителя течения «критический реализм». Нередко героями его картин тоже были дети, слишком рано познавшие нужду и равнодушие, лишения и несправедливость.

Некоторые кадры исполнены саврасовского лиризма. Неброские тона, тихая прелесть деревенского пейзажа, ночной дороги.

Бывает, камера выхватывает из руки девочки надкусанное яблоко, с ясными солнечными бликами импрессионизма, как на персиках у маленькой Веры Мамонтовой на картине В.Серова.

Удивительная живопись камеры Туомо Хутри не только безусловно гармонична в рамках фильма, но и существует сама по себе, готовая в любой момент быть перенесенной на холст талантливым мастером.

p_635915

Невозможно забыть нежную, неторопливую мелодию финского композитора Пану Аалтио. В его музыке нет тревожных нот, она не несет в себе нагрузки печальных событий. Тема главных героинь насыщена терпким запахом осенней влажной прели, светом и надеждой любви.

Кино несомненно авторское. Сегодня его могут назвать арт — хаусом. И было бы жаль. В не таком уж и давнем прошлом подобные картины шли по большой стране большим экраном, воспринимались зрителем не только с сочувствием, но и абсолютным пониманием Для кинематографа советских времен такие фильмы были в порядке вещей. Как бы хотелось вернуть это безыскусное восприятие красоты кино сегодняшнему зрителю! И как приятно, что эта душевная ностальгия присуща и бывшим соседям по стране, ведь прошлое, которое объединяло и обогащало может спасти будущее.

Текст: Дарья Евдочук
Фото: Светлана Дамдинова

  p_635905   , p_635910 p_635911  p_635913 p_635914

Добавить комментарий