Вы здесь
Главная > Театр > Не радость

Не радость

10 июня на новой сцене Александринского театра состоялся спектакль «Старая женщина высиживает» по пьесе польского писателя, поэта и драматурга Тадеуша Ружевича, умершего в апреле этого года. Произведение «Старая дама высиживает» было написано в 1966 году и повествует о гротескной абсурдности бытия, а также поднимает ряд социально-важных вопросов.

ж

Режиссером спектакля выступил Николай Рощин, который в одном из своих недавних интервью высказался о том, что «театр должен быть страшным». И действительно, постановка «Старая женщина высиживает» выглядит мрачно-сюрреалистичной, наполненной жуткими образами и метафорами. В описании спектакля стояла метка «18+».  И конкретно в этом случае ограничение себя оправдало – пьеса отталкивающая, впрочем, таким, наверное, и должно быть творение абсурдиста. Режиссер не ставил себе целью развлечь зрителя.

ж2

Главный персонаж спектакля – старая женщина (актриса Елена Яковлевна Немзер), которая пришла в ресторан, «изысканное заведение». Официанты, роли которых сыграли молодые актёры из труппы Александринского театра, готовы исполнить любое её желание: «Что вам будет угодно, сударыня?». А она хочет родить ребенка: «Все должны рожать». И официанты идут ей навстречу, соблюдая основной принцип сферы услуг – «клиент всегда прав». Создается впечатление, что даже они сами не понимают, для чего это делают. «Да какая же польза человечеству от этой отвратительной….?» – восклицает один из них. Но ребёнок обязательно родится, ведь он не что иное, как надежда на светлое будущее. На дворе между тем практически наступил Конец света – согласитесь, надо что-то делать. А лучше рожать детей, чем убивать друг друга – пожалуй, именно этот посыл дают нам создатели постановки.

Во время просмотра то и дело возникало ощущение бессмысленности происходящего – уровень гротескности пьесы зашкаливает. Если вы пойдёте на этот спектакль, на сцене перед вами появятся: музыканты-покойники на электрических стульях, папа римский, сидящий в стеклянном кубе, вся королевская рать, вооруженная до зубов – личная охрана епископа. Фразы главной героини, старой дамы, также по меньшей мере удивляют: «Наши животы – это мягкие тёплые буханки. Поэтому человек должен носить на животе панцирь». Видимо, речь в данном случае идет о бренности человеческой жизни.

ж3

Тем не менее, на фоне абсурда и «чернухи» довольно чётко прослеживается идея пацифизма:

«- Что там шумит?

– Там мальчики в войну играют.

– Ослы. Вместо того, чтобы играть в любовь».

Также в спектакле затрагивается вопрос защиты окружающей среды – для демонстрации проблем экологии один из героев собирает мусорного снеговика. То и дело герои говорят о том, как загрязнена планета, на ней нет уже деревьев, цветов, даже воды. На всём этом сказалось пагубное влияние человечества.

ж4

В спектакле отсутствует линейное развитие событий – зрителям сложно предугадать, что произойдёт в следующий момент. При этом постановка щедро сдобрена жаргонными словами и эротическими сценами. В какой-то степени спектакль «Старая женщина высиживает» является образчиком современного театра, в котором высоко ценится эпатаж. Найдутся ценители и у такого театра.

Текст: Алла Игнатенко

 

 

comments powered by HyperComments