Вы здесь
Главная > Около > Красота цвета и формы

Красота цвета и формы

8 июня в саду Музея петербургского авангарда (Дом М.В. Матюшина) на один день открылась выставка живописи «Будем думать в ясный день». На ней были представлены работы участников художественного объединения «Форма + Цвет», создателем которого является художник-авангардист, член Союза художников Геннадий Зубков. На натюрмортах и пейзажах – фантасмагорические объекты быта и урбанистики, а также различные варианты цвета и формы.  

unnamed (2)

Удалось пообщаться с организатором выставки Елизаветой Матвеевой и задать ей несколько вопросов.

Елизавета, расскажите, пожалуйста, об экспозиции.

Выставка «Будем думать в ясный день» демонстрирует постепенное развитие занятий художественного объединения «Форма + Цвет»: с чего они начинаются и к чему приходят. Эти занятия проходят по двум направлениям: в области формы и цвета. На выставке представлены работы многих художников, и все они – ученики Геннадия Зубкова и Владимира Стерлигова, который, кстати, является учеником Казимира Малевича. То есть присутствует некоторая преемственность, осмысление предшествующих педагогических систем, методологий преподавания, и попытка связать их с современностью.

Как возникла идея выставки «Будем думать в ясный день»?

Это мой дипломный проект, я писала магистерскую диссертацию о педагогической системе и преемственности традиций и идей, и защитила её не так давно. Экспозиция является попыткой показать развитие занятий по живописи в стиле авангарда. К тому же художники-авангардисты очень многое берут из природы, наблюдают в ней формообразующие средства.

unnamed (3)

Как было выбрано место экспозиции?

Я хотела сделать выставку именно в саду, потому что он потрясающий. К тому же мы находимся в музее авангарда, хотелось показать связь живописи с природой.

Насколько современен музей петербургского авангарда?

В нём есть постоянная экспозиция, связанная с Михаилом Васильевичем Матюшиным, а также музей проводит временные выставки работ современных художников. Сейчас в музее авангарда проходит экспозиция Александра Кожина (выставка продлится до 5 августа – прим. авт.), он тоже ученик Стерлигова, но работает в собственной концепции. Таким образом, здесь могут выставиться современные художники, но, конечно, связанные с авангардом.

Каковы тенденции современной российской авангардной живописи?

Есть два вида переосмысления мира: эстетически-визуальное, и более глубокое, теоретическое, от которого художник постепенно переходит к эстетическому. Объединение «Форма + Цвет» работает в движущейся, развивающейся системе, которая зародилась еще в двадцатых-тридцатых годах. Сегодня есть художники, которые пытаются эстетически переосмыслить авангард, и что-то в этом духе сделать. Не знаю насколько это реально, но время покажет, кто останется, а кто будет забыт.

unnamed (1)

На открытии выставки в качестве гостя присутствовал Сергей Бугаев (Африка). Известный художник-авангардист рассказал о традиции авангарда и о том, почему не у всех получается увидеть в этом направлении настоящее искусство.

Почему Вы сегодня пришли на выставку «Будем думать в ясный день»?

Я пришёл, потому что сегодня здесь проводится мероприятие группы «Форма + цвет», которая является единственным представителем у нас в стране того, что можно называть традицией авангарда. Очень приятно, что это происходит в Доме Матюшина. Такое значительное явление в мировом искусстве, как русский авангард, появилось в Петербурге, а конкретно – в этом здании. Меня радует, что в нашей культуре сохраняется живая связь, преемственность поколений, которая является одним из главных элементов того, что мы привыкли называть культурой. Когда существует связь между поколениями, культура жива и полноценна. Когда её нет, то получается какое-то непонятное зудение масс. Если взять в качестве примера древнюю тибетскую культуру, то в ее основе как раз лежит преемственность традиций, передача знаний от группы к группе. Поэтому группа «Форма + Цвет» на сегодняшний день в России является наиболее фундаментальным образованием в сфере авангарда, если не считать московский концептуализм. Но он оказался предательским, потому что большая часть московских концептуалистов во главе с Ильёй Кабаковым предала Родину и уехала на Запад (в США) работать на дядю Сэма. В Петербурге мы видим полноценную линию эволюции культуры на родной земле, на родном языке. Важно, что в Санкт-Петербурге сохранилась традиция, связанная с авангардным искусством. В задачи русского авангарда всегда входило изучение новых миров и создание новых миров – киберпространств.

Что сегодня рисуют художники – авангардисты?

 Если говорить о петербургских художниках, то меня кроме группы «Форма + цвет» интересуют Влад Кульков и Андрей Белов, которые рисуют системы элементов нервных окончаний, то есть насыщают изображаемые миры дополнительным уровнем чувствительности. Буквально вчера я посетил их мастерскую, и работы меня впечатлили. Я убежден, что настоящее искусство рождается и развивается там, где мы не можем его увидеть. К счастью, авангард ускользает от взоров обывателей, он скрыт за потайными дверцами, туда пускают не всех, и Слава Богу. Опасность внезапного появления новых миров предполагает боевые действия за эти миры.

Текст: Алла Игнатенко

Фото:  Андрей Боричевский

Добавить комментарий