Вы здесь
Главная > Кино > «Возмездие»: Эрик Ломакс глазами массового кинематографа.

«Возмездие»: Эрик Ломакс глазами массового кинематографа.

p_176532Картина австралийского режиссера Джонатана Теплицки, решившего, что ему по силам перенести на экран автобиографию британского офицера Эрика Ломакса, во время Второй Мировой некоторое время проведшего в японском плену. 

Ломакс являлся одним из наиболее известных британских ветеранов, входившим в The Freedom Association, его имя часто фигурировало в прессе, поэтому фильм подвергся пристальному вниманию публики. Но возложенных надежд не оправдал, оказавшись рядовой историей без всякой подоплеки, значительно упростившей биографию Ломакса.

«Возмездие» показывает Эрика Ломакса после 1982-го года, когда он уже встретил свою вторую жену Патрицию. Сюжет строится вокруг того, как Патриция пытается понять, что в военном прошлом так тяготит мужа, в этом ей помогает сослуживец Ломакса по имени Финли. Размеренное повествование временами разрывается вставками-воспоминаниями Эрика/Финли. Причем сделаны они не просто как погружения героя в прошлое: несколько раз бывший военнослужащий Ломакс буквально оказывается на войне — в преклонном возрасте и в гражданской одежде. И этот психоделический компонент вкупе с гнетущей закадровой музыкой выглядит несколько неуместно, учитывая общий строгий стиль картины. Да и линейные воспоминания, рассказанные Финли, тоже порой дополняются нелепой музыкой вроде арий, что создает самое худшее качество, которое может быть присуще фильмам о войне — ложный пафос.

p_610020

Если визуально «Возмездие» выглядит вполне приемлемо, то вот идею первоисточника режиссер извратил полностью, а в плане исторической точности его фильм был подвергнут строгой критике со стороны Кембриджского Университета.

Мучения человека, прошедшего войну, показаны без должного напряжения и как-то бесконфликтно. Эрик Ломакс  у Джонатана Теплицки страдает будто не от пережитого ужаса, а от страха и психического расстройства, которое делает его жизнь некомфортной и не имеет под собой глубокой подоплеки. А ведь это в корне неверно. Да и сама война показана несколько гламурно, не смотря на то, что в кадре будут и страдания, и кровь. Постановщик будто ориентируется не на то, как показать ужас реалистично или же художественно пронзительно, а на то, как зритель представляет себе войну. И послевоенная жизнь Ломакса выглядит пресной и занудной, только лишь актеры спасают неудачный подход режиссера.

p_617627

При этом операторская работа заслуживает всяческих похвал, Гарри Филлипс (работавший с Теплицки на всех его предыдущих фильмах) снял картину в классическом стиле, временами, однако, позволяя себе нестандартные планы, которые придают определенное очарование. Но, даже опытный оператор не в состоянии скрыть того, что Николь Кидман, к сожалению, уже давно ни коим образом не подходит на роль романтической героини. Не потому что она уже в достаточно зрелом возрасте, а по причине ее неуёмной тяги к пластической хирургии, из-за вмешательства которой лицо Кидман стало одутловатым и неживым, а актриса вовсе не превратилась в юную девочку. И если говорить о возрасте, то нельзя не сказать, что согласно первоисточнику Патриция была на 17-ть лет моложе Эрика — и тут у режиссера с 53-ним Фертом и 46-ней Кидман что-то не сходится.

p_617630

Кроме Колина Ферта, который хорош в любой роли — от мужа Бриджит Джонс до предателя Билла Хейдона, и Кидман, не сумевшей принять свой возраст достойно, в каст-лист входят Стеллан Скарсгард и Джереми Ирвин. Если первый в своей фильмографии совсем не избирателен и снимается во всем подряд — от фильмов Marvel до непотребной «Нимофанки», то вот Ирвин за свою недолгую карьеру уже успел сыграть Пипа в экранизации Чарльза Диккенса и поработать со Стивен Спилбергом в экранной адаптации «Боевого коня».

p_617632

Хорошие актеры, опытный оператор и литературный первоисточник из разряда бестселлеров, к тому же касающийся такой благодатной с художественной точки зрения темы, какВторая Мировая, позволяют «Возмездию» стать довольно заметным фильмом. Тогда как с точки зрения внутреннего конфликта и драматизма он не занимает позиций выше средних. К тому же Джонатан Теплицки полностью изменил основную мысль Эрика Ломакса, который в своей автобиографии писал не о возмездии, которое, было вынесено русскоязычными прокатчиками в название картины (оригинальное название фильма — «Железнодорожник»), а о желании понять и осмыслить произошедший ужас. Поэтому если вас интересует личность Эрика Ломакса, то лучше вам ознакомиться с документальным фильмом «Enemy, My Friend?». А «Возмездие» хотя и является неплохим фильмом, но с нравственной составляющей должным образом не справляется.

Текст: Евгения Савкина

  p_592633

comments powered by HyperComments