Вы здесь
Главная > Театр > СТРЕЛОЧНИК: ТАНЕЦ В КРУГОВЕРТИ СМЕРТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ.

СТРЕЛОЧНИК: ТАНЕЦ В КРУГОВЕРТИ СМЕРТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ.

11 мая  в черном зале Black BoxTheatre внимание зрителей сосредоточилось на  «Стрелочнике» — спектакле, ставшим отчетным результатом работы перформанс-команды NonStop theatre.

стре5

Так  уж сложилось, что трагикомедия как жанр является переплетением абсурдного и логичного, хаотичного и нарочитого, стыком и синтезом смешного с печальным. Это жанр с непростой задачей: не быть косным и не допустить приторность или горечь в послевкусии. Режиссер-постановщик спектакля Сергей Романюк прекрасно знал о цене погрешности в подборе сюжетных перипетий, возможной реакции искушенных театралов, и тем не менее рискнул…

стре6

Не поленившись заглянуть в словарь Ожегова и Шведовой, можно найти следующие определения  стрелочнику:

  • Рабочий, ведающий переводом стрелки;
  • Простой исполнитель, на которого стремятся переложить ответственность за случившееся (ирон.).

Подчеркну, что нашу постановку с такими  фамилиями, как Стеллинг и Франссенс, роднит разве что  название. Это  субъективно радует. Ибо главный герой, добротно-сыгранный  самим Романюком, в стечении обстоятельств и метаморфоз,  вобрал  оба вышеуказанных значения, а  метафоричным подтекстом происходящего и вовсе вынес за скобки голландских кинематографистов.

стре3Привычная система координат была вывернута наизнанку, когда его величество случай вкупе с шикарно-озвученной халатностью работника железной дороги приводят  к крушению пассажирского поезда. Момент отрезвляющий, роковой, неизбежно-делящий жизнь на «до» и «после». Признаюсь, что от  театра, чья основная специализация —  пантомима и клоунада, ход неожиданный.

Неожиданным стал и типаж Смерти. Серьезность образа не зря доверили  Островской. Актрису зовут Любовь. Символично. Стрелочнику, хотел он или нет, пришлось убедиться, что Смерть существует. И в лихом вальсе, под стук пульса или метронома, привыкая к объятиям смерти, адаптируясь, он ищет компромисс…

Неприкаянные души пассажиров вторят о чувстве ответственности, хрупкости жизни, нереализованном. От этого никуда не деться. Поняв это, Стрелочник, стоя на перекрестке миров, предпочел единственно-верный путь — путь раскаяния, поиска прощения.

И тут вспоминается «Дорога» Бориса Пастернака:

Чрез тысячи фантасмагорий,

И местности, и времена…

Спектакль напичкан кодами и  символами, трактовку  и транскрипцию которых  впору доверить Дэну Брауну. Для себя лично отметил фрагмент, когда  спину Стрелочника нагромоздили чемоданы. Сильно. Со смыслом.

стрСказать, что «Стрелочник»  содержит не только минорные ноты — значит, ничего не сказать. Помимо  живого юмора, дерзкого комара и ностальгических телодвижений под «Bee Gees», в нем есть то общее, иронично-связывающее всех, кто хоть раз сталкивался с РЖД: запах курицы в вагоне, надменность проводницы и злополучная «боковуха». Собирательный,  ментальный, интерактивный образ проводницы, сыгранный Еленой Смирновой, заслуживает честной похвалы и искренне-взбитых подушек.

 

Резюмирую: NonStop theatre обладает своей интонацией  и смелой пластикой знаков препинания. И, не смотря на шероховатость хореографии, пот на лицах артистов говорит об отдаче, преданности делу. Интеллигентные призраки со спокойной душой покинули наш мир. Что касается перспектив виновника — стоит только догадываться.

Не знаю почему, но, на ум приходят слова Экзюпери:

  — Они уже возвращаются? — спросил Маленький принц.

  — Нет, это другие, — сказал стрелочник. — Это встречный.
— Им было нехорошо там, где они были прежде?
— Там хорошо, где нас нет, — сказал стрелочник.

                                                

Текст и фото: Ринат Тукумбетов.

стре2 стре4 стр стре3 стре5 стре6

 

 

comments powered by HyperComments