Вы здесь
Главная > Музыка > Новый альбом The Roots: теперь поговорим серьезно

Новый альбом The Roots: теперь поговорим серьезно

The Roots признаны как в андеграунде, так и в мейнстриме. Это мэтры хип-хопа, настоящего, добротного, и, в отличие, допустим, от Beastie Boys, радуют поклонников новыми работами не в пример чаще, причем эти релизы всегда потрясающи. Они в течение стольких лет доказывали свой безграничный потенциал, что теперь можно сказать уверенно: пока есть The Roots, за хип-хоп можно не волноваться. После смерти Адама Яуха осталась только одна надежда на то, что классический альтернативный хип-хоп будет жить — это The Roots. Что будет после них — сказать трудно, потому что этот коллектив стоит особняком. И практически во всем.

Во-первых, The Roots — одна из немногих в хип-хопе групп, которая играет вживую на всех инструментах, причем, играет профессионально, а барабанщик Questlove вообще засветился везде, где только можно. Во-вторых, их стиль всегда отличался и отличается от всех остальных. Не так уж и много коллективов, про которые можно сказать, услышав их новую вещь: «О! Это наверняка The Roots». Потому что ТАК никто больше музыку не пишет.

the-roots-and-then-you-shoot-your-cousin-cover-art

Итак, что же представляет из себя новая пластинка «…and Then You Shoot Your Cousin»? По словам MC группы Black Thought — это концептуальный альбом, как и прошлый «Undun». Здесь тоже рассказывается история, но не одного человека, как в предыдущей работе, а уже нескольких. Это сатира на теперешнее американское общество. Звучит достаточно странно, но хип-хоп группа теперь выступает… против хип-хопа. Но, надо сказать, что не против хип-хопа как жанра музыки, а как пропаганды насилия и безудержных утех. Они производят революцию стиля, они делают историю. Просто фантастика.

Это очень взрослая работа. Впрочем, The Roots уже давно себя зарекомендовали как чуть ли не элитарный хип-хоп. Из футболок и джинсов они переоделись в костюмы, сказав этим: «Все, ребят, у нас теперь все серьезно». Они вкушают плоды честно заслуженного уважения, но при этом не загоняются, а продолжают заниматься плодотворной творческой деятельностью: коллаборация с Элвисом Костелло, выступления на постоянной основе на шоу Джимми Феллона – из последнего. И вдобавок продолжение работы над собственным студийным альбомом, о котором мы сейчас и говорим.

Русскоязычному человеку сложно вникнуть во все тонкости, но покопаться стоит. И если руки дойдут, то можно найти целые исторические статьи, опубликованные Questlove. В них главный участник The Roots глубоко размышляет об афро-американской культуре. О чем все это говорит? Группа начала высказывать напрямую свои мысли о социальных проблемах. Короткий по продолжительности альбом полон отчаянных песен о бедности, мыслей о смерти и Боге. Музыка насыщена элементами госпела, соула, фри-джаза, камерной музыки и электронных шумов. В одной этой работе мы видим уверенных мастеров своего дела, которые смело экспериментируют, раз за разом подтверждая и повышая свой авторитет.

Questlove

Вступительный трек оживляет почившую 10 лет назад легенду соула — Нину Симон и ее тему более чем полувековой давности «The Middle of the Night». Грустный мечтательный трек, начинающийся словами: «Оnly the lonely love, only the sad of soul…», согласитесь, задает настроение. Следом раздаются два разливающихся в пространстве удара в барабан, и вступает церковный хор. На этом моменте, должно быть, многие поклонники поймают себя на мысли, что это далеко не те The Roots, что были раньше… Но тут начинается пение Пэтти Крэш, глубокий бас и фирменная ритм-секция от Questlove, и мы узнаем The Roots. Это они, но совершенно обновленные: музыка полна сковывающих нутро драматичных, диссонансных проигрышей струнных и пространственного звучания, все в ней нам говорит о затронутых сложных проблемах,  потерянности и отчаянии, в том числе пробивной рэп от Black Thought и других коллабораторов в лучших традициях жанра.

Первый сингл с альбома — «When the People Cheer» -это смелые заявления о погрязшем во лжи и разврате шоу-бизнесе, уже первые строчки — сплошь громкие заявления: «Свет, камера, внимание словно химическая реакция прикованы к лживому толстозадому ведущему…». И то же в припеве: «я живу в ловушке», «они просто хотят крови, когда люди аплодируют». Шоу-бизнес — рыболовная сеть, ловушка, привлекающая своей красочностью, а на деле оказывается монстром. TheRoots вместе с тем разоблачают и современный мейнстримовый хип-хоп, ловко переделывая фразу Jay-Z из его небезызвестной песни: «Outof 99 problems, 98 of ‘emisbitches». Вспомним, как пел сам Jay-Z: «I got 99 problems, but a bitch ain’t one». Что тут скажешь? Гениально.

Следующая коротенькая композиция «The Devil», длящаяся чуть более полминуты, служит некой интерлюдией. Это чистый госпел, который звучит как гром среди ясного неба на фоне остальных композиций и, вместе с тем, удивительно органично их связывает.

the roots

«Black Rock» — единственная песня альбома, выполненная по всем традициям олд-скул хип-хопа: рэп о вопиющей бедности, наложенный на сэмплированный чужой трек. В данном случае, это фанковая вещица Black Rock — «Yeah Yeah».

Следом раздается церковный орган, и начинается «Understand» — песня о понимании Бога. Еще одна интерлюдия, «Dies Irae» (в переводе — «День гнева», в католическом богослужении это песнопение, в котором описывается Судный день), представляет собой поток электронных шумов.

«The Coming» — единственная соул-композиция на альбоме, с этим тревожным пением Мерседес Мартинес, словно бы разливающимся в пространстве и леденящим душу соло на фортепиано и скрипке, оставляет неизгладимое впечатление. Последние ноты на фортепиано переходят в следующую песню, «The Dark (Trinity)» — злой рэп на фоне холодных низких аккордов клавишных и раскачивающим грувом от Questlove, также чередующийся проигрышем скрипки и завываниями хора. «The Unravelling» продолжает похоронные настроения размеренным электронным гулом ударных с драматичным соло на фортепиано и соулом от Raheem de Vaughn.

Последняя песня «Tomorrow», вопреки общему настроению пластинки, более оптимистична, что, видимо, оставляет надежду на лучшее будущее: «Пошлю сообщение Богу: я благодарен за то, что жив», «Я свободен быть самим собой», и заканчивается громогласными раскатами фортепиано.

Впечатления — самые потрясающие. Это очень комплексный альбом. Его нужно прослушать, как минимум, три-четыре раза, чтобы въехать в его настроение, в то, что пытаются донести до нас участники группы. Сначала ты услышишь аранжировки струнных, потом сэмплы и пространственный грув, затем вникнешь в тексты, а в четвертый раз сольешь все это вместе и составишь целостное представление об альбоме. Он достаточно короткий по продолжительности, но при этом очень глубокий и насыщенный. Только внимательные слушатели смогут понять то, что хотят донести до нас The Roots.

Поэтому большинство поклонников, скорее всего, не воспримут эту работу, скажут, что The Roots потеряли себя и безуспешно пытаются реабилитироваться в постоянно меняющемся музыкальном бизнесе. И они будут чертовски не правы. Группа, наоборот, идет против всех новомодных тенденций, возвышается над ними, и дай Бог, своим авторитетом поможет это понять.

Текст: Роман Васильев

comments powered by HyperComments