Вы здесь
Главная > Музыка > Фестиваль SKIFXVIII: Авангард в массы!

Фестиваль SKIFXVIII: Авангард в массы!

Есть на свете прекрасные вещи. Которые не купишь за деньги, которые не лежат на поверхности. Поэтому международный фестиваль Сергея Курехина — это прекрасно. Это не самый коммерческий проект: нехилое дело — привезти столько групп со всего света и назначить за билеты вполне демократичную цену. Вряд ли все это окупается. Причем, все привезенные артисты — абсолютные жемчужины. Низкий поклон и продолжительные аплодисменты фонду Сергея Курёхина и комитету по культуре Санкт-Петербурга, которые организуют и спонсируют это замечательное событие!

IMG_8362

Мероприятия в центре С. Курехина всегда собирают все самое необычное и редкое, что есть в музыкальном мире. SKIF — это, бесспорно, лучшее андеграундное событие Санкт-Петербурга. Оно существует в честь великого музыканта, который создавал такие перформансы, что все переворачивал вверх дном. Курёхин создавал умопомрачительную смесь авангарда, цирка, театра абсурда. Всё это он проводил практически бесплатно. Что еще могло прийти ему в голову — одному Богу известно.

IMG_8392

Но после его смерти идея осталась. И, слава Богу, нашла свое воплощение. Фестиваль успешно проходит уже в 18-й раз, и это всегда абсолютно уникальное событие, которое больше никогда не повторится, это штучный товар, который ценят люди, открытые всему новому. Это — отдушина, бальзам на душу, который каждый раз утверждает: мы против продажности и коммерциализации, мы за пропаганду настоящего искусства без лишних понтов. Так что, если вы постоянно находитесь в поиске чего-то необычного и расширяете свои музыкальные горизонты, SKIF — это программа «mustgo» для вас.

День первый: ночь 16-17 мая

Первым на большой сцене выступил Йозеф ван Виссем, лютнист, получивший признание как автор саундтрека к последнему фильму Джима Джармуша «Выживут только любовники». Спокойные, медитативные и предельно минималистичные композиции успокаивают и расслабляют.

IMG_8401

Йозеф использует так называемые музыкальные палиндромы. Он создает как бы зеркальную композицию, повторяя аккорды за аккордами, проигрывая их задом наперед. Этот прием, по собственному его утверждению, символизирует для него цикличность, спиралевидность жизни. Музыкант погружает в атмосферу спокойствия, размеренного и умиротворенного течения вещей. Он как бы противопоставляет свою музыку бешеному темпу постоянно меняющегося мира. И, безусловно, хотя бы иногда нужно отвлекаться от бесконечной людской суеты и предаваться мыслям о вечном. Часовое выступление лютниста Йозефа ван Виссема замечательно этому поспособствовало.

IMG_8407

Но хватит расслабляться! Настала пора веселиться. Вторыми, и, безусловно, главными в этот вечер были легендарные индустриальщики TheYoungGods. Что они вытворяли, это просто нечто! Они играли материал только с первых двух альбомов, представлявших собой эталонный индастриал. Эти альбомы сделали эпоху. Послушав их вживую, начинаешь понимать, кем вдохновлялись Майк Паттон, Ministry, NineInchNails и Дэвид Боуи в своих альбомах 1990х, благодаря кому сформировалась тяжелая экспериментальная музыка, пробившаяся в мейнстрим.

IMG_8409

Музыка TheYoungGods насыщена резкими динамическими перепадами. Припевы мощные, отрывистые. Это их стиль, их фишка, которой они пользуются практически в каждой песне. Ну и, разумеется, индастриал не был бы индастриалом без плотных, жестких электронных эффектов. Они нагнетают атмосферу, но на самом деле получается почти дискотека: несмотря на сложные музыкальные размеры, музыка коллектива очень ритмична, невозможно стоять как истукан с каменным лицом. Публика раскрепостилась, и наступил настоящий танцевальный угар, а в центре зала был даже слэм. Выведи эту группу на арену СКК, дай ей соответствующую аппаратуру, и они разбомбят все в щепки.

IMG_8420

Еще одним удивительным артистом был FELL. В сопровождении барабанщика Саймона Берца, Том Вербрюгген, вооруженный компьютером, сэмплером в виде джойстика, блоком эффектов и гитарой создавал кислотные нойзовые мозаики, насыщенные электроникой. Кроме того, он использовал в качестве инструмента для своих экспериментов… радиостанцию. Это просто гениально! Можно сказать, что он изобрел новый жанр в музыке, стал RJ, то есть радио-жокеем, он не крутил пластинки, как диджей, а выворачивал наизнанку то, что поступало из радиоприемника. Включив какую-то песню на радио, FELL в реальном времени мутил убийственные пассажи с помощью джойстика и блока эффектов. Его самого от этого настолько проперло, что он буквально бился в конвульсиях и падал с ног.

IMG_8428

Тем временем на малой сцене фестиваль открыл грязный экспериментальный стоунер русской группы Смола. Состав коллектива необычен: барабанщик и два басиста, причем, у одного из них какой-то особый трехструнный бас, на котором музыкант рубил «мясо», издавая жесткие нечленораздельные звуки. Другой играл на басу мелодии.

Следующим выступил дуэт Матушка-Гусыня, исполняющий психоделический импровизационный рок. После них пела Мэри Очер — русская девушка, выросшая в Израиле и занимающаяся огромным количеством разных интересных проектов. Мэри пишет разноплановые композиции, но в этот раз обошлась по минимуму: она играла на гитаре песни в стиле, напоминающем манеру Дженис Джоплин.

IMG_8432

Выступления на малой сцене перемежались показом мод. Супер-бюджетные футуристичные наряды, сделанные из бумаги и картона чередовались с необычными платьями. Все это сопровождалось психоделическим видеорядом. Кроме того, мы могли лицезреть необычную инсталляцию: некое подобие скульптуры, изображавшей три черных скелета людей, напоминающих мух. Надо сказать, что показ мод и арт-инсталляции — это новое слово для SKIF’а. Фестиваль начинает раздвигать границы и представлять иные виды искусства, кроме музыки. Это можно расценивать как вестник дальнейших перемен и расширения области интересов организаторов фестиваля, а, значит, в следующем году ждем еще что-то новое.

IMG_8440

И вот уже на улице глубокая ночь. Самые интересные музыканты отыграли. Программа на малой сцене тоже закончилась. Всю оставшуюся ночь до утра мы провели в компании Mungolian Jetset, Broke, Jaakko Eino Kalevi, и русской группы Электрофорез.

Электронщики Mungolian Jetset играли нечто, напоминающее по звучанию TheChemicalBrothers, только с легким налетом востока. Broke — панки-электронщики, ругающие систему и выражающие это в своей музыке, чаще всего это инструментальные полотна или песни нестандартной музыкальной формы без припева.

IMG_8466

Jaakko Eino Kalevi играл простенький мечтательный синти-поп в духе 80х. Его мелодии были настолько просты и понятны, что создалась свойская теплая атмосфера. Публика это почувствовала, и все танцевали как один. Это какая-то магия, не иначе. Вызывает удивление еще и такой факт: JaakkoEinoKalevi работает в родном Хельсинки… водителем трамвая. Интересно, что для него хобби: играть музыку или водить трамвай? Наверно, это здорово, для такого простого парня, иметь возможность самовыражаться и демонстрировать свой талант публике.

IMG_8471

Замыкали первую ночь фестиваля русские ребята Электрофорез, напоминающие отгремевшую 20 лет назад Технологию, только несколько менее ориентированные на широкую публику, поскольку они зачастую применяли резкие шумовые эффекты.

IMG_8480

17 мая: день второй

Второй день прошел без ночной программы, но был не менее крутым. Gaf и HiddenOrchestra сделали этот вечер, а WinnyPuhh разбомбил медитативные настроения своим бескомпромиссным мощным панком с давящим на уши вокалом.

IMG_8499

На малой сцене выступили не менее интересные проекты, чем на основной: русская группа Фанни Каплан порадовала звучным электризованным пост-панком, норвежцы TheGeordieApproachмесили чумовую импровизацию на грязном басу, сэмплере и визгливом саксофоне, немцы Schn AAk and the Rundu Choir исполняли экспериментальную ломаную электронику.

IMG_8505

На основной сцене первыми выступили испанцы GAF. Это проект, основанный на Канарских островах в 2007 году. Они сочетают в своем творчестве элементы самых разных стилей. Какие только ярлыки на них не вешают: space jazz, art-rock, psychedelic folk, jazzcore, dreamtronica и т.д. Все в какой-то степени будет верно. Их бесконечные композиции погружают в транс, а вместе с сопровождающими картинками отправляют в психоделическое путешествие в темные леса, геометрические воображаемые пространства или даже в космос. Конца-краю не видно этому странствию. Перед последней песней лидер группы Kurajica Mladen сказал, что она будет длинной. Что же для него есть длинная песня, если все предыдущие продолжались чуть ли не по 10 минут? Ну да неважно, никто не считал, сколько времени она длилась, все совершали невероятно долгую космическую одиссею. Незабываемое ощущение.

IMG_8508

Похожую атмосферу создали и Hidden Orchestra, симметрично расположившись на сцене: два барабанщика по краям и двое музыкантов с клавишами/компьютером в центре. Настоящие профессионалы своего дела, они играют эклектичный ню-джаз, насыщенный первоклассной электроникой. Практически все их композиции представляли собой тихо начинающиеся и постепенно нарастающие в динамике сгустки интеллектуальной энергетики. Это чувствовалось буквально во всем, что они делали: в игре барабанщиков, в умелом сэмплировании и электронных эффектах лидера группы Джо Ачесона, в игре Поппи Акройд на клавишах и скрипке. Космическая одиссея продолжалась, но уже в несколько другом ключе, более размеренном и вдумчивом, не психоделическом.

IMG_8511

Последняя выступающая группа — эстонцы Winny Puhh полностью разрушили создавшуюся атмосферу. Они рубят жесткий скоростной панк с визжащим, режущим слух голосом вокалиста. В отличие от сложившихся стереотипов о медлительных эстонцах, об этой группе такого точно не скажешь. Кстати, интересен факт, что такие необычные ребята смогли успешно выступить на Евровидении в прошлом году. Трэш и угар царили на сцене, завершая на этой позитивной ноте восемнадцатый Международный фестиваль им. Сергея Курёхина.

IMG_8545

Так в России расцветает авангард. Диву даешься, каким образом организаторы вообще отыскивают такие редкие группы, произведения некоторых из них в интернете днем с огнем не сыщешь. А это потрясающее мероприятие позволяет широкой публике познакомиться с ними и успешно делает это уже на протяжении 17 лет.

 Текст: Роман Васильев

Фото: Александр Шек

IMG_8545 IMG_8550 IMG_8571 IMG_8585 IMG_8589

comments powered by HyperComments