Вы здесь
Главная > Театр > Драма без слов. Пластические поиски «Этюд-театра»

Драма без слов. Пластические поиски «Этюд-театра»

24 мая «Этюд-театр» представил предпремьеру пластического спектакля «Не прислоняться» – новую работу молодого хореографа Анны Закусовой в драматическом театре.

50Анонс спектакля «Не прислонятся», размещенный на официальном сайте «Этюд-театра», обещает зрителю пластические зарисовки, созданные на основе наблюдений за пассажирами метро. Тема, действительно, свежая, интересная и благодатная. В метро, как известно, у всех людей градус раздраженности повышается от того, что в личном пространстве, в пределах пятидесяти сантиметров от тела, всегда кто-то присутствует… А сколько колоритных персонажей мы видим в питерской подземке, сколько забавных и не очень сюжетов разворачивается там каждый день, и мы невольно становимся их свидетелями! Помня о том, что в репертуаре «Этюд-театра» уже есть один замечательный документальный спектакль о петербуржцах – «Адин», я заранее предвкушала продолжения этой темы. Мое воображение путалось в догадках, но жаждало увидеть «документальную» пластику в хореографической обработке, различные типажи пассажиров и этюды об их поведении …Словом, я заранее представила себе спектакль, на который собиралась, а увидела нечто совершенно иное.

21Жизненно узнаваемых сцен в работе режиссера Анны Закусовой немного, причем одни из них более реалистичны, а другие менее: покачиваются, держась за поручни, изнывающие от жары пассажиры, в тесноте прижимаются друг к другу, дышат в затылки;красавица в узком черном платье (Алессандра Джунтини) рекламирует под шум движущегося вагона шариковые ручки, вагон останавливается, и повисает нервозная пауза…Тема метро, в общем, быстро себя исчерпывает и становится лишь фоном, отправной точкой для фантазирования хореографа о притяжении женского и мужского, поэтому название «Не прислоняться» в отличие от официального анонса намного точнее передает суть спектакля. Эротизм (и ирония над ним), страсть и телесность становятся главным лейтмотивом действия, а среда (вагон метро) и все, что с ней связано, постепенно отходит на второй план. Шесть персонажей: трое мужчин и трое женщин, одетых в черное ,как магниты, притягиваются друг к другу – «прислоняются» и отталкиваются. Причем женщины провоцируют это притяжение. Героиня А. Джунтини роняет шариковую ручку с тем, чтобы молодой человек поднял, роняет раз, два, три… Завязывается своеобразная «дуэль». Хореографических флэшбэков, построенных на основе бытовых движений, в спектакле вообще довольно много. Некоторые из них обретают дополнительную сюрреалистическую образность. Например, герои перебирают руками по воображаемым поручням, а поручни извиваются и петляют, образуя лабиринты. А в другой сцене толпа пассажиров превращается в «перекати-поле» – одну общую массу, которая начинает жить как самостоятельный многорукий и многоногий организм, который в замедленном ритме перемещается по пространству «вагона».

16Отсутствие текста артисты пытаются компенсировать драматическим проживанием движения, хотя в сущности, что они проживают, не понятно, потому что сюжетных линий в спектакле нет и характеров тоже. Очевидно, что режиссер сделала ставку на актрис «Этюд-театра» Алессандру Джунтини и Анну Донченко. Во всяком случае, их роли проработаны гораздо более подробно, нежели остальные. «Не прислоняться» – в этом смысле женский спектакль, красоте и любованию женским телом в нем отводится львиная доля места и времени. Мужчины же занимают место в «кордебалете» и работают на поддержках.23

Пластический эксперимент «Этюд-театра» еще не обрел финальную форму самостоятельного спектакля, но уже заявил о себе, как об оригинальной попытке синтеза драматического театра и хореографии на современном материале. Официальная премьера «Не прислоняться» пройдет осенью.

Текст:Татьяна Булыгина

Фото: Светлана Дамдинова

comments powered by HyperComments