Вы здесь
Главная > Театр > Открытие состоялось. Искусство победило

Открытие состоялось. Искусство победило

7 апреля в «Балтийском доме» состоялось открытие XVI Международного фестиваля русскоязычных театров «Встречи в России». Фестиваль проводится ежегодно, начиная с 1998 года. За все это время его участниками стали более пятидесяти театров из республик бывшего СССР и стран дальнего зарубежья.

жю

Несмотря на то, что фестиваль изначально был призван преодолеть творческую изоляцию и разобщенность, в этом году политика всерьез вмешалась в жизнь искусства и внесла поправки в программу. В день открытия зрители не смогли увидеть постановку Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки – Киевский театр отказался от участия в фестивале. Поэтому ответственность за первый день полностью легла на плечи  Могилевского областного драматического театра. Участники из Белоруссии представили спектакль «Фрекен Жюли» (режиссера Саулиуса Варнаса) – по одноименной пьесе А. Стриндберга.

жю5

Произведение, легшее в основу постановки, было написано в 1888 году и судьбу имело весьма не простую. Первый издатель, К. О. Боньер, отказался печатать пьесу, сославшись на излишнюю смелость и натуралистичность творения. Пьеса добралась до публики лишь в ХХ веке.

Если излагать сюжет коротко, то сводится он к следующему: юная графиня отдается лакею своего отца – Жану, для которого является всего лишь возможностью подняться «наверх». Однако она не в силах дать ему этот шанс, поскольку сама ограничена в средствах. Герои пытаются найти выход из сложившейся ситуации, но приходят к трагичной развязке.

жю3Постановка Саулиуса Варнаса использует сюжет и текст оригинала (перевод издания 1984 года). Однако едва ли спектакль можно назвать прямым воспроизведением пьесы А. Стриндберга. Да, герои изъясняются теми же словами, что и в книге, но оформление постановки меняется кардинально.

Еще раз обратимся к истории произведения. После неудачи с первой публикацией, в 1889 году была предпринята попытка поставить «Фрекен Жюли» на сцене Студенческого союза в Копенгагене. Попытка успехом не увенчалась. Причина крылась в нарушении требований к постановке самого А. Стринберга (а их автор прописал достаточно подробно в предисловии).

Интересно, какую реакцию у драматурга вызвала бы работа Саулиуса Варнаса? Как отмечалось, сюжет и язык пьесы режиссер сберег. Как и основной драматизм, заключающийся в социальных противоречиях и классовой розни. А вот сами образы перекроены до неузнаваемости.

жю2

Режиссер отчего-то сосредоточился на характеристике, данной главной героине в самом начале действия: «Сегодня фрекен Жюли опять помешанная какая-то; совсем помешанная!» Вот именно полоумной графиня С. Варнаса и предстает перед зрителем. Образ, созданный режиссером как фантасмагорический, скорее отталкивает, нежели вызывает сочувствие. Ощущение несоответствия роли и ее сценического воплощения не дает покоя, не позволяет проникнуться состраданием к героине. Вообще воспринимать ее как человека сложно – это существо какого-то другого, нереального мира (кстати, роль исполняет не драматическая актриса, а клоунесса Елена Кривонос).

жю4Хотя нельзя не отметить, что к созданию мира реального режиссер и не стремился. Это скорее фантазия, где образы гротескны и метафоричны. Пожалуй, только Жан остался собой – обычным человеком, добивающимся лучшей судьбы, лицемерным и циничным.

Кристина, невеста Жана, в самом начале предстает чуть ли не ворожеей, творящей таинственные обряды на кухне. А далее по ходу пьесы героиня возникает на сцене почти как призрак, извлекая тоскливые звуки из мистического духового инструмента, похожего на конх.

Но вот уж в чем нельзя отказать спектаклю, так это в восхитительных визуальных решениях. Для их создания задействованы проектор, теневой театр и эффектная игра со светом. Также впечатляет живое музыкальное сопровождение: музыканты с инструментами расположились прямо на сцене и иногда становятся участниками действия.

Однозначную оценку спектаклю дать невозможно. Кто-то из зрителей покинул зал, не дождавшись даже антракта. Кто-то в полнейшем восторге требовал выхода актеров на бис. В постановке причудливо переплетаются классический сюжет и неординарные режиссерские решения. В итоге же имеем яркий, самобытный спектакль, граничащий с абсурдом.

Как бы то ни было, открытие фестиваля состоялось. И запоминающимся оно стало именно благодаря  работе Могилевского областного драматического театра.

Текст: Елена Чернакова

Фотографии предоставлены организаторами спектакля

Добавить комментарий