Вы здесь
Главная > Театр > Домострой как учебное пособие.

Домострой как учебное пособие.

Спектакль, от которого так и распирает на улыбку… Режиссер Семен Филиппов поставил на «Открытой сцене» большую шутку на серьезную тему. Семейные отношения — любовь, быт, равноправие или главенство, радость или ежедневный труд?

до

 Основой постановки послужила очень увлекательная средневековая книга под названием «Домострой». Кому интересна сейчас такая древняя литература? Тем не менее, опыт предков, как обычно, трудно переоценить. Свод правил, положений, советов и рекомендаций на тему того, как начинать семейную жизнь и прожить ее в мире и согласии, на диво актуален, несмотря на архаичный язык и порой допотопные мысли. Некоторые из них уже трудно приспособить к современности, а если попробовать, как сделали это молодые актеры, то получается весело.

Начинается действие привычным для экспериментальных проектов «Открытой сцены» сообщением, что, в принципе, представление отменяется. Зрителям на полном серьезе предлагают покинуть зал. Остается в это не поверить и принять условия игры.

до5

Молодой чопорный лектор (Кирилл Манаков), будто вынырнувший из рязановской «Карнавальной ночи», предлагает вместо спектакля прослушать доклад на тему семейных ценностей. Хорошо, что все выходы из зала предусмотрительно заперты, ведь лекция так переполнена цифрами и таблицами, что мысль сбежать, пока не поздно, действительно, закрадывается. Помучив зрителя сомнениями, шутка ли это или скука смертная, постановка взрывается целым каскадом фарсовых номеров, смешных положений и гротескных образов.

Авторы спектакля вводят зрителя в ситуацию, в которой государство решительно вмешивается в личную жизнь граждан и рассматривает закон о существовании семей согласно тому самому древнему «Домострою». Используя старинные правила поведения как рамки — ограничители актеры начинают взаимодействовать с залом, да так искусно, что определить, вышли на подмостки их коллеги или же настоящие зрители, удается не сразу. Актеры с явным удовольствием принимают участие в этом псевдоинтерактивном замысле и создают целую серию выразительных карикатур на абсурдные реалити-шоу и ТВ-передачи для домохозяек.

до4

Уморительна Наталья Зайцева в роли старательной помощницы ведущего. В точном сплаве строгой регистраторши из советского загса и фанатичной революционерки видится ироничное отрицание перегибов, органичных для века 16, но уже невозможных в дне сегодняшнем. Ее героиня — само воплощение мужественного феминизма — требует для других женщин рабского повиновения мужескому полу. Эмансипация, однако же, не прошла мимо нашей действительности, и современные мужчины тоже не всегда готовы увидеть в своей спутнице робкую «Гюльчатай».

Одно их основных достоинств спектакля — в его летящей атмосфере. Разогретый медленной завязкой зритель, не успевает отсмеяться, как полет над маленькой сценой уже закончен.

до2

В остатке — тексты «Домостроя», свежие, как хлеб ночной выпечки. Особенно хороши они в разделе, касающемся умения правильно употреблять алкогольные напитки. Тут уж никаких отличий от настоящего, разве что язык, которым пишутся такие обыденности, великолепно возвышен и ласкает слух. Спасибо авторам постановки, что напомнили нам об этом богатстве, и жаль, что лингвистическая современность все дальше от этого духовного фундамента.

Но это уже совсем другая история.

Текст: Дарья Евдочук

Фото: Ксения Пустовалова

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий