Вы здесь
Главная > Кино > Дивергент Нила Бёргера

Дивергент Нила Бёргера

На российские экраны выходит американский фильм-антиутопия «Дивергент» . Он является шестым пунктом в режиссерской фильмографии Нила Бёргера. Сюжеты некоторых ранних работ Бёргер заимствовал из литературных произведений («Иллюзионист», «Области тьмы»). С «Дивергентом» режиссер поступает также. Этот фильм является экранизацией одноименного романа Вероники Рот.

События киноленты развиваются в будущем. После войны общество разделилось на 5 фракций, каждая из которых отвечает за одно из человеческих качеств: Отречение, Бесстрашие, Искренность, Дружелюбие и Эрудиция. Так люди надеялись установить мирное сосуществование.

В возрасте 16ти лет подростки обязаны выбрать для себя одну из фракций. Им дают  рекомендации, но решение они принимают самостоятельно и изменить его не смогут уже никогда. Общество действительно существует в гармонии — все подчиняются правилам. Для системы представляют опасность только те люди, которых нельзя отнести однозначно ни к одной фракции. Их именуют дивергентами.

Главная героиня фильма Беатрис Приор (Шейлин Вудли) находится в том возрасте, когда человеку нужно определить свой дальнейший путь. Беатрис делает выбор и начинает новую жизнь. Девушка заводит друзей и преодолевает вместе с ними испытания, чтобы стать полноправным членом выбранной фракции. Она выбивается в первые ряды, но вскоре узнает, что является дивергентом.

В кино выстраивается классическое для антиутопии противоречие. Мир якобы устроен гармонично, но постепенно он сам начинает себя критиковать. Беатрис,  героиня положительная во всех своих проявлениях, внезапно обнаруживает себя опасной преступницей. Однако ее качества не ставятся под сомнение. Так обличается система, в которой они неприемлемы.

Традиционны и соотношения между героями. К примеру, Джанин Мэттьюс (Кейт Уинслет) — главный антагонист в фильме, не проявляет ни одного положительного качества за все его 140 минут хронометража.  Здесь есть хорошие герои, и есть плохие. Они не кажутся реальными людьми, а похожи больше на персонажей сказки. Контраст между ними силен настолько, что не выходит воспринимать их сколько нибудь серьезно.

Если первую половину фильма зрители наблюдают за жизнью и обучением молодой девушки, то во второй им предложены и сражения, и погони, и попытки скрыться. Однако они не пугают, не становятся волнительными и не вызывают переживаний. Они скорее кажутся романтичными, что забавляет зрителя. И, похоже, создатели фильма на это рассчитывали. Например, толпа людей, бездумно стреляющих в противников, скорее всего является юмористическим решением режиссера.

Во время просмотра не покидает мысль о возрасте главной героини. Беатрис 16 лет. Такие молодые девушки склонны оценивать мир в романтическом ключе. Очевидно, Нил Бергер стремился показать реальность в этом кино такой, какой ее видела героиня.

Также элемент романтики фильму добавляет его любовная линия. Беатрис влюбляется в своего учителя (Тэо Джеймс). Он остается самым близким для героини человеком даже тогда, когда все остальные отворачиваются от нее. Любовные истории с учителями типичны, но чаще всего в мечтах молодых девушек. Здесь  же преподаватель действительно начинает отношения с ученицей. В этом фильме нет тяжелых расставаний или любовных переживаний, требующих долгой реабилитации, но есть романтическая ситуация, которая развивается по классическому сценарию.

Традиционные решения в сюжете забавляют, но аудитории с богатым кинематографическим опытом могут показаться избыточными. «Дивергент» — это не тот фильм, который поразит своим новаторством. «Дивергент» — это не тяжелая драма, не волнующий триллер и не захватывающий боевик. «Дивергент» — это экранизация одноименного романа Вероники Рот. Очевидно, в первую очередь она видела читательницами своей книги ровесниц Беатрис. Наиболее заинтересованными зрительницами фильма тоже станут девушки этого возраста.

Текст: Анна Деспоташвили

Добавить комментарий