– Все-таки современное искусство зачастую остается для меня загадкой, – спорила я со знакомой девушкой (кстати, рисующей). – Вот линии, цвета. Хорошо, конечно, но я постоянно думаю о том, будет ли произведение иметь право на существование через сотню лет. На право изучения, например, в школе. Ведь те же самые фигуры уже выдуманы Малевичем – вот знамя нового искусства. Зачем их расплодили великое множество?
– Все они разные. Ни одно сочетание цветов не встречалось ранее, – ответила девушка, никак не пролив при этом свет на вопрос о современном искусстве.
[caption id="attachment_44490" align="alignnone" width="768"] «Mind Activator». Произведения художника Илкка Пярни.[/caption]Говорят, мол, в России люди культурно необразованные. На всех выставках, на которых я только успела побывать в течение своей еще не столь долголетней жизни, посетители ведут себя примерно схожим образом: ходят по кругу, удивленно озираются и частенько признаются – не понимаю.
Но на выставке Художественного музея Южной Карелии в Лаппеенранте дело обстоит таким же образом. То есть не в русских людях дело – а в современном искусстве как таковом. Оно, получается, имеет четкое элитарное деление на посвященных и не посвященных.
Требуя отказаться от привычной привязки к эстетике реализма, современное искусство взывает к мысли, которая должна возникнуть после соприкосновения с тем или иным произведением. А мысли (следует отдать им должное) действительно появляются: хотя бы от «что мне надеть на завтра» до «ну что за чушь это ваше современное искусство». Не зря его путают с мусором.
Но это все шуточки. А на самом деле проблема в другом: подогнать под собственную мысль можно практически, что угодно, а вот понять произведение ли искусства – передо мной, или я его слепила из того, что было, – уже проблема.
Тем не менее, существуют арт-критики, которым мы можем доверять или не доверять. Это уже наш выбор. Но они серыми кардиналами незримо организуют выставки и формируют процессы и тенденции, которыми искусство смело вышагивает по нашим головам.
ОКОЛО предлагает фотоотчет с экспозиций финских художников, представленных в Художественном музее Южной Карелии в Лаппеенранте.
«На пути к человеку». Эвва-Кайса Яккила, Йоуко Лемпинен, Юха Окко и Юсси Валтакари.
(8.03 – 01.06.2014)
Главной темой и предметом исследования для является человек как личность – в близком и даже интимном рассмотрении. Художники разноплановые, но при создании своих произведений все участники работают с человеческими фигурами (рисунок, резьба по дереву), а также стремятся к описанию отношений между людьми и поиску различных типажей.
[caption id="attachment_44492" align="alignnone" width="768"] Портреты художников[/caption]«Mind Activator». Произведения художника Илкка Пярни.
(8.03 – 01.06.2014)
Традиции конструктивизма. Илкка Пярни постмодернистски играет с формами и цветами. Произведения состоят из линий, цветных поверхностей и геометрических фигур. Но компоновка рисунков и инсталляций не являет собой конструктивизм в чистом виде. Художнику удается и быть в конструктивистском тренде и одновременно смеяться над его правилами.
Текст и фото: Ольга Кондрахина