Вы здесь
Главная > Около > Привет, поп-арт

Привет, поп-арт

Девушки, консервы, пончики, трусы и кока-кола. Эпатажное искусство возвело в культ предметы массового потребления, уверенно заявляя, что человек является его самой неотъемлемой частью. Однако, можно ли считать тело таким же товаром, как шампунь или полотенце? Является ли поп-арт искусством? На все вопросы о сытом американском рае попробовал ответить Арт-центр на Думской, 4.

энди уорхол
Энди Уорхол

 Долгожданная выставка «Поп-арт форум» открылась 6 марта. Создавалась она усилиями многих кураторов и коллекционеров. Полтора года они искали самые знаменитые, по-настоящему культовые плакаты, афиши и обложки виниловых дисков, вели переговоры с галереями и приобретали картины на аукционах Европы и Америки. Как итог: почти 80 работ 20 крупнейших авторов.

«Мы хотели рассказать историю поп-арта наиболее полно, представив работы не только ключевых художников, имена которых у всех на слуху: Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг, – но и показать особый срез художественной жизни, сказать, что поп-арт до сих пор имеет влияние на художественную жизнь и существует много современных художников, таких, как арт-группа Prefab77, Бэнкси, Ричард Райан, которые испытали непосредственное влияние поп-арта», – говорит сокуратор выставки, Наталья Трусова.

Роберт Раушенберг
Роберт Раушенберг

«Поп-арт форум» – это не случайная демонстрация образцов культуры прошедшего столетия, это диалог между творцами, критиками и зрителями, колоритный взгляд на судьбу массового искусства: его рождение, взросление и переосмысление в новом, 21 веке.

«Собственно, мы можем говорить о таком явлении, которое до сих пор актуально. Ведь как только ты включаешься в эту игру, то понимаешь, что поп-арт остается в контексте той среды и не выходит за рамки тех средств, которые он, в том числе, и высмеивает», – утверждает Наталья Трусова.

ричард гамильтон
Ричард Гамильтон

Кто же был первым провокатором? Кто зародил это яркое, притягательное и одновременно отталкивающее, циничное направление в искусстве? Иконой поп-арта стал английский художник Ричард Гамильтон, автор первой работы с лаконичным названием «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?». Коллаж Гамильтона произвел эффект взорвавшейся бомбы. Поп-арт захлестнул всю Европу и стал звездой нью-йоркских вечеринок. «Когда к 1960 году в Нью-Йорке появился поп-арт, все так им прониклись, что даже занудным европейским умникам пришлось признать его частью мировой культуры», – вспоминал Энди Уорхол.

Энди Уорхол
Энди Уорхол

Андрей Вархола, более известный нам, как Энди Уорхол, занимает почетное место не только на выставке в «Перинных рядах», он безоговорочно является «королем поп-арта». Именно Энди Уорхол превратил искусство в самый настоящий товар: его «Фабрика» штамповала «шедевры» в неимоверных количествах, используя трафареты. Мэрилин Монро, суп Кэмпбелл, Мао Цзэдун, цветы, Мик Джаггер, мужские торсы – отныне всё (и даже люди) стало товаром массового производства.

Поп-художники черпали вдохновение в комиксах, рекламе, глянцевых журналах, сексе и еде. Всё стало предельно материальным. Ушел рефлексивный абстракционизм, его место занял наглый поп-арт, полный сарказма над современным обществом потребления. Один из героев нового движения, Роберт Раушенберг, использовал в своих работах копии газетных статей, уличные вывески, фотографии из прессы, древесину, траву и даже чучела животных: «Я хочу, чтобы изображение предмета соответствовало его содержанию. И, на мой взгляд, картина больше похожа на реальный мир, когда она сделана из объектов реального мира».

мел рамос
Мел Рамос

Другой эпатажный художник, Мел Рамос, которому сегодня 79 лет, сочетает в своих работах два вечных образа – секс и еду. В его картинах всегда есть место красивым девушкам и продуктам питания: нарисованные красотки Мела Рамоса, например, любят кокетливо сидеть на гамбургерах, вальяжно «утопать» в пончиках или обнимать кетчуп. Всё это достаточно весело, если не сравнивать поп-арт с фундаментальным классическим искусством. В поп-арте важно видеть иронию.

Том Вессельман, один из ведущих американских поп-художников, в прямом смысле слова использовал женское тело. Он никогда не писал своих красавиц с живых женщин – только с идеальных рекламных изображений. «Он вполне мог бы стать мишенью феминисток за свое отношение к женщине как к бездушному натюрморту, а к ее телу – как к такому же массовому товару, как кафель и полотенца. Но не стал – даже самые упертые защитницы женских прав не смогли бы отрицать, что в его картинах все же есть ирония по отношению к потребительскому американскому раю, для которого он и вывел свою соответствующую женскую породу», – говорила Милена Орлова, главный редактор «The Art Newspaper Russia».

Том Вессельман
Том Вессельман

Дерзкая компания поп-художников и лучшие их работы будут представлены в Арт-центре «Перинные ряды» до 25 мая, ежедневно с 10.00 до 21.00.

Текст: Мария Игнатова

Фото: из интернет-архива

comments powered by HyperComments