Пиратская бухта: в удалении от клавиатуры

Утром я сижу на thepiratebay.se, качаю “Only lovers left alive”. Периодически мне приходится качать то, что появится у нас на большом экране нескоро, а на западе уже покрылось пылью или то, на что лень идти в кинотеатр, или то, на что уже опоздала, или то, что  не найдёшь нигде больше. Кажется, что на the Pirate Bay есть всё, от порно с участием Вероники Мозер до неизвестных документалок о Дэвиде Линче. Пока торрент-приложение соединяется с десятками пользователей по миру и выуживает из сознаний их компьютеров нужный мне фильм, я мою голову и крашу ресницы или занимаюсь снимками в фотошопе. Сама идея качать не с некоего огромного каталога фильмов, книг, музыки и прочего, а по кусочкам с компьютеров других людей  достойна если не Нобелевской премии, но восхищения так точно. Вместо этого – только иски и обвинения. Фильм «Пиратская бухта: в удалении от клавиатуры» начинается со слушания в суде. Огромный Голливуд обвиняет троих шведских парней в нарушении авторских прав и чуть ли не во всех грехах мира. Саймон Клозе, модный режиссёр музыкальных клипов и талантливый документалист снял фильм через глаза поколения, готового к переменам. Трое его героев: Готфрид, Петер и Фредрик в течение часа двадцати экранного времени иронично и обаятельно отбивают атаки крупных деятелей индустрии кино и музыки.

Билеты в малый зал Родины распроданы полностью, мы сидим на приставных стульях и за моей спиной, причмокивая, есть мороженое мужчина. Поймут ли зрители то, что пытаются донести до них создатели «the Piratebay»? Поймут ли когда-нибудь лидеры корпораций, что невозможно бесконечно подстраивать современность под старые стандарты? В головы директоров компаний Голливуда просто не укладывается то, что огромный сайт могут держать два замкнутых айтишника и ещё один чуть менее замкнутый айтишник. «Интернет для нас – реальная жизнь»,  -говорит в одном из интервью Готфрид, - «поэтому мы называем такие встречи AFK – away from keyboard, вдали от клавиатуры».

Как, когда и зачем они познакомились – остаётся за кадром. Сейчас мы наблюдаем пять лет судебного быта троих разных персонажей, каждый со своим характером, каждый со своими взглядами на мир, но с одной общей проблемой. Термины, которые свободно используют в речи Готфрид и Фредрик, могут показаться человеку несведущему, типа меня – абракадаброй. Но Саймон, как человек ближе к миру сему, заботливо разъясняет значение того или иного сокращения в стильном текстовом оформлении. Ты поневоле влюбляешься в них, этих оторванных от реальности и в то же время погруженных в неё с головой ребят. Готфрида – интроверта-наркомана, Фредрика – эскаписта и прямо в фильме ставшего папой и мужем, Петера – активного и умного парня. Это не однобокое повествование, так сильно напоминающее хайп – здесь есть место разным мнениям. Здесь и адвокаты истцов, и профессор, поддерживающий идею торрентов, и даже мужчина, чья работа приносить повестки в суд. С последним ребята встречаются уж очень часто, так, что эти повестки становятся ворохом макулатуры. Парни шутят про пиво и вегетарианство одного из них, а адвокат Уорнер Бразерз говорит о том, что ребята зарабатывают на воровстве продукции Голливуда миллионы. Вот только глядя на них, не верится, что у них под матрасами припрятаны золотые слитки. Вся ситуация кажется абсурдной. В показанной на том же фестивале «Девочке по вызову», пускай и киношные, но представители правительства Швеции, заикались о том, чтобы сделать максимальным сроком тюремного заключения растлителям малолетних – два года, и тут Петер за то, что участвовал в создании крупнейшего сайта по обмену контентом – получает год тюрьмы. Пожалуйста, трахайте наших детей, но только не вздумайте воровать у Голливуда!

Тема затягивает и затрагивает каждого. Тем более после утреннего посещения сайта, которому собственно и посвящён показ – странно смотреть на то, как торжествует нелогичная ересь. И восхищаешься смелостью и силой воли тройки «пиратов». Не стоит пугаться документальности «Пиратской бухты» - фильм смотрится очень легко и увлекательно. Красивые кадры между диалогами главных героев сопровождает Ола Флоттум (Ola Fløttum) из the White Birch. Монтаж, выбранные эпизоды – всё сделано легко и со вкусом. С такой же иронией, которой блещет Петер, в конечном итоге оставшийся в Швеции в одиночестве. Готфрид отсиживается в Индонезии или ещё где, Фредрик заводит семью на Бали – они остаются эскапистами, коими и были в самом начале. Вопрос  интеллектуальной собственности, авторского права, всё больше становится актуальным. Но он так же активно задвигается на задворки сознания общества. Знающие люди говорят, что есть выход, что торрент-трекеры, доступность контента не убивают  индустрию, но заставляют ещё шевелиться, становиться лучше. Ведь и я, как обычный интернет пользователь, качающий всё подряд из всемирной сети, иногда покупаю альбомы и книги он-лайн. Люди готовы к этому. Только вот главы корпораций не хотят рисковать, а только закручивают гайки всё туже. Но в бухте бушует стихия и её не остановить.

Текст: Саша Никитина

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения