Вы здесь
Главная > Кино > «НОЙ» Даррена Аронофски

«НОЙ» Даррена Аронофски

p_174077

Тематика новой картины Аронофски заявлена уже в названии, и на первый взгляд эта информация может показаться исчерпывающей: читая заголовок фильма, рядовой зритель готовится к изображению известной библейской истории о Всемирном потопе. Основу эпической драмы «Ной» действительно составляет этот сюжет, однако неожиданным, даже новаторским оказывается его обрамление. Оно и составляет наибольшую ценность фильма как художественного произведения.

p_609751

С первых кадров киноленты все внимание зрителей режиссёр приковывает  к фигуре Ноя, который появляется на экране ещё ребенком. Вместе с отцом Ной пытается укрыться от вражеского племени и чудом выживает. Далее изображаются различные стадии его взросления, после чего он предстает зрелым мужчиной — роль Ноя в этой возрастной категории исполняет Рассел Кроу.

p_635278

В отдалении от других людей Ной ведет тихую жизнь в кругу своей семьи — с тремя сыновьями: Симом (Дуглас Бут), Хамом (Логан Лерман) и Иафетом (Лео Макхью Керолл), и их матерью Ноэмой (Дженнифер Конелли). Позже станет ясно, что гармония, царящая в семье Ноя, противопоставлена происходящему в городе. Пока же его спокойствие нарушают видения об апокалипсисе, которые время от времени посещают Ноя. По ним он делает вывод, что Создатель избрал его для продолжения человеческого рода и спасения живых существ, населяющих планету. С помощью наставлений своего деда Мафусаила (Энтони Хопкинс) Ной решает приступить к постройке ковчега.

p_635280

Его видения можно воспринимать как внесюжетные элементы киноленты, поскольку они целостны и в достаточной мере обособлены от основной линии повествования. Такая интерпретация предлагает новые пути для размышлений о герое Рассела Кроу. Например, в одном из них он оказывается под водой и в стремится выбраться на поверхность. Выходит, в какой-то момент проблема всего человечества в фильме станет личностной проблемой его центрального персонажа.

p_623367

Таким же образом в течение всего фильма в его сюжет вплетаются разнообразные символы и отступления. Сперва сложно определить их назначение, но позже проясняется, что они не просто художественно оформляют ветхозаветную историю, но и расширяют ее смысловые границы.

Также необходимо упомянуть персонажей, чье появление закономерно для фильма, но неожиданно в библейском контексте. Речь идёт о падших ангелах, выступающих защитниками Ноя и его семьи. Удивляет их внешний вид — несколько огромных великанов, чей внутренний свет заключен в оболочку из грязи и камня. По своей функции эти герои не нарушают ветхозаветный сюжет, но их внешность ассоциируется с персонажами фильмов в стиле фентези, с «Властелином Колец», с «Хрониками Нарнии», с чем угодно, но не с событиями допотопного периода.

p_633006

Примечательны и технические решения, используемые режиссёром. Особо запоминается обилие животных, проносящихся мимо ковчега, чтобы оставить в нем своих сородичей. Эти кадры, наряду с панорамами исландских пейзажей, делают кино невероятно зрелищным и впечатляющим, но ещё больше абстрагируют зрителя от библейской тематики. Таким образом, используя красивую оболочку,  Аронофски актуализировал ветхозаветный сюжет, показав эту историю под совершенно иным углом зрения, и  заставив зрителя заново прокрутить её в сознании.

p_635289

Образом Ноя Даррен Аронофски интересовался с самого детства. Режиссер отзывается о нём, как о сложной и противоречивой фигуре. Поэтому фильм, повествующий о событиях Всемирного потопа, он превращает в личностную драму человека, призванного исполнять волю высших сил. Ной предстает здесь вполне реальным человеком: у него есть переживания, мечты, эмоции, он может злиться и бывает слабым, он мучается от сомнений. Его персонаж  многогранен и сложен, Аронофски предлагал его различным актерам. Например, Кристиану Бейлу и Майклу Фассбендеру, однако взялся за него только Рассел Кроу.

p_635288

Пройдя через тяжелые испытания и длительную внутреннюю борьбу, Ной заново начинает жить, а зрители заново проговаривают слоган фильма, гласящий, что конец — это только начало. Этот фильм воспримут не как новый вариант давно знакомой истории, а как бесконечно актуальную драму человеческой личности.

Текст: Анна Деспоташвили

 

p_633007

comments powered by HyperComments