Вы здесь
Главная > Театр > Из несыгранного Сергеем Барковским

Из несыгранного Сергеем Барковским

Барковский, Барковский и ещё раз Барковский – таким был лейтмотив творческого вечера заслуженного артиста России. Его начало ознаменовалось шуточным объявлением: «Сегодня в театре не только можно снимать, но и должно». В таком задорном темпе и происходило окончание четырёхмесячного празднования 50-летия з.а. России Сергея Барковского, состоявшегося 14 декабря минувшего года. За это время прошло множество поздравлений и творческих встреч, но именно эта завершает официальное празднование его юбилея. Однако, как заметил ведущий вечера Михаил Черняк, пусть это будет праздник, который всегда с тобой.

бар4

Юбилейный вечер делился на два акта: первый – творческий, второй — официальный. За литературную основу первого акта взят Чехов, драматический этюд «Калхас».

На сцене пустые бутылки, следы былого застолья и голос — сонный, кажется, даже хмельной. Не сразу становится ясно, что голос доносится из-под стола. У артиста бенефис – он может себе это позволить. После встречи Вакха с Мельпоменой на сцене творится какой-то хаос. Скатерть приподнимается, и мы видим персонажа древнегреческой мифологии  Калхаса. Или это чеховский комик Светловидов с помятой бутафорской бородой? Или это сам Барковский уже начал отмечать свой бенефис, не считаясь со зрителем? Персонаж растерян, пьян и опечален тем, что после праздника все бросили спящего старика и разошлись по домам. Спросонья актёр и разобрать не может, что находится в театре после празднования его же дня рождения, пугается темноты, пустоты и странных теней. Одной из этих теней оказывается Никитушка (Алексей Одинг) – суфлёр, с которым Светловидов (Сергей Барковский) вступает в поединок театральных реплик – кто лучше знает тексты спектаклей? И тут на фоне литературной игры они затеяли игру театральную, вот уже они обмениваются репликами Ромео и Джульетты, а вот появляются сцены из «Короля Лира», тут же Светловидов показывает класс, как он легко может перевоплотить в Плюшкина из «Мёртвых душ». «Курьёзная материя», — доносится из уст Светловидова. Все это шутовство затрагивает тонкую натуру героя, он раздавлен из-за того, что ни один отец не отдаст свою дочь замуж за фигляра.

бар2Режиссёр Наталья Архипова сделала спектакль в спектакле – в чеховский сюжет вплелось множество персонажей, которых юбиляру не довелось сыграть. Но, возможно, это только пока. Дуэт Светловидов-Никита куражились и на ходу создавали известные образы. Барковский даже сам охарактеризовал жанр часового представления – капустник. Это шутовские зарисовки, так любимые студентами театральных вузов, говорят нам о том, что Барковский ещё хоть куда. 50 лет – это не подведение итогов, а взгляд в будущее, где можно увидеть то самое «из несыгранного».

Второй акт – официальный, как назвал его ведущий вечера з.а. России Михаил Черняк, он начался с длинной, но очень познавательной речи, в которой он рассказал, что бенефициант — заядлый картёжник, любитель вина и женщин. Но помимо этого там были сказаны самые точные слова, которые можно было подобрать к творчеству Сергея Дмитриевича: Черняк сравнил артиста с крюком, на котором держится весь репертуар Молодёжного Театра на Фонтанке. Он дал свой ответ эпиграмме Гафта: «Гораздо меньше на земле армян, Чем фильмов, где сыграл Джигарханян» своим двустишием: «От Пионерской до Московской везде переиграл Барковский!». Множество смешных и трогательных песен, стихов и горячих прозвучало со сцены. Море добрых слов и озеро иронии, как выразился сам Барковский.

бар3

Неразрешимый спор возник между философами и актёрами — все боролись за то, чтобы Барковский был именно их достоянием. Сергей Дмитриевич по первому образованию философ (закончил философский факультет ЛГУ), а по второму — актёр (закончил ГАТИ, курс Сулимова). На эту тему сделали номер молодые дарований из Театра-студии СПбГУ, где поспорили о том, кто всё-таки важнее – Бабель или Бебель, Гоголь или Гегель, и к чему больше лежит душа Сергея Дмитриевича. На это можно ответить точно: этот артист — маэстро любых эмоций, философ любых страстей.

Курс «Школа Русской драмы» с Андреем Шимко показал номер влюбленных фанаток Барковского, пришедших, как в святилище, на спектакль кумира – уйти незацелованным Сергею не удалось. А коллеги из Театра Комедии выступили музыкальным дуэтом и по сложившейся в ходе вечера традиции перепели известную песню Александра Градского. «Сергей Барковский – он наш, а не московский» — прогремели они. Джазовый коллектив «Дунаевский Orchestra» завёл весь зал и даже Барковский станцевал вместе с ними под их задорный ритм. Но юбиляр не только философ и артист, он ещё и спортсмен – теннисист и футболист – поэтому поздравить его пришли физкультурники, закольцевав своё выступление вокруг числа 50 – именно столько лет исполнилось Сергею Барковскому, столько можно за это выпить, столько пальцев на руках у всей группы выступающих, даже евро стоит именно столько. И каждая фраза была выброшена в зал с тем мушкетёрским задором, с которым четверо друзей отправлялись за подвесками королевы.

бар

Курс Семёна Спивака подготовил для Сергея Дмитриевича особый подарок  — маленький художественный фильм, рассказывающий о тяжёлых буднях неутомимого артиста, который засыпает на 15 минут в гримёрке и которому снятся все его несыгранные роли. Но роли эти женские – Настасья Филипповна, Три Сестры, Джульетта и даже красная шапочка. Все они все просят сыграть их: «Сергей, ну почему же ты Сергей» — взмаливается Джульетта. Но на смену этому эксцентричному сну-наваждению приходят шестеро мужчин – это уже роли, которые Сергей сыграл (Абрам Желтухин из «Касатки», Алексей Турбин – «Дни Турбинных», Доменико Сориано из «Семьи Сориано» и др.).

бар5

И самое главное, что могли сделать организаторы – это раскрыть, кто же является музой Сергея, его любимой женщиной. И вот на сцене появилась одна прекрасная женщина с розой в руке, за ней ещё одна, а за ней ещё трое. Сергей любим, с этим не поспоришь: «Любим мы тебя всерьёз, пять прекрасных спелых роз» — пропели лучшие актрисы театра на Фонтанке. Он уважаем коллегами, любим женщинами и всегда востребован залом. Сергею Барковскому 50, и без него культурная столица не была бы культурной, а молодому поколению не на кого было бы ровняться. Это вечер смог охватить и театр, и философию, и спорт, и литературу, но главное, что каждый вынес после творческого вечера – успех там, где труд, а труд там, где любовь к своему делу.

Человеку, объявшему необъятное, посвящается.

Текст: Екатерина Приклонская

Фотографии предоставлены организаторами спектакля

 

 

comments powered by HyperComments
Наталья
2014-03-29 20:25:38
Очень хороший актёр, но режиссёр очень средний.