Просвещенная поэзия

В современном поэтическом сообществе благодаря современным литературным критикам и самоопределению тех, кого они разбирают, вырос термин "актуальная поэзия", который подобен термину "экзистенциализм" во Франции в поствоенное время: чувственное понятие явления есть, а словами объяснить сложно.

_pD6rWeVB-Y

Этот термин, тем не менее, несёт за собой более или менее конкретный образ и способ проявления себя в поэзии: как в написании стихотворений, так и в их исполнении. И здесь встаёт первостепенный вопрос: что такое актуальная поэзия? Получается, что современная поэзия делиться на "актуальную" и "не очень", при том, что понятие "актуальной" поэзии не несёт в себе значение её популярности, потому что основная масса "актуальщиков" известны только друг другу, своим друзьям и, так сказать, людям "просвещенным". Да и собственно сам термин "актуальный поэт", по сути, – самонареченность, и выдуман самими представителями направления, но, естественно, не безосновательно: от термина "актуальное искусство".

Однако глупо было бы рассуждать о том, что сейчас поэзия мало кому интересна и так далее, потому что всё совсем наоборот: десяток лет назад вряд ли кто бы мог помыслить о таком количестве поэтических вечеров, встреч, клубов, etc. Но в вопросе поэзии все-таки трудно говорить о какой-то личности или литературной школе, которая была бы действительным претендентом в классики.

Тем не менее, вернёмся к вопросу об «актуальной поэзии». Так, по расхожим словам одного из культиваторов «актуальщины» Дмитрия Кузьмина: «В искусстве совершенно так же, как в науке, по-настоящему ценно только то, что сделано впервые. Остальное — рутина, в лучшем случае популяризация, разжёвывание для непонятливых. <…> Это не значит, что актуальными не могут быть стихи про любовь или про золотую осень. Могут если в них выражено именно сегодняшнее восприятие любви и золотой осени. Потому что человек, выросший среди хрущёвок (или среди небоскрёбов), смотрит на золотую осень не теми же глазами, какими Пушкин из своей усадьбы. И любовь мы сегодня понимаем не так, как Пушкин, заставивший свою любимую Татьяну объяснять, что она «другому отдана и будет век ему верна».

Вот эта актуальность не гарантия успеха: мало чувствовать своё время — надо ещё быть личностью и уметь предложить свой собственный уникальный взгляд на это время. Но без актуальности настоящего искусства не бывает: одна рутина и подражательство».

Кажется, большинство авторов, включаемых в список «актуальных» поэтов, не нашлись бы, что ответить на вопрос об основных чертах подобного направления, потому для них задаваемые критерии изначально не естественны.

Так давайте попробуем выделить те самые критерии:

1.Отсутствие рифмы (крайне редко присутствует).

Верлибр или "свободный стих" – форма, которую используют "актуальщики",  так как она позволяет затронуть тонкие материи, не заставляя автора делать акцент на форме, римфе, метре и пр. Однако, верлибр требует от стихотворения больше семантической нагруженности, чем обычный стих, к тому же должен присутствовать какой-то свой личный ритм подачи информации через текст.

2. Ритм.

Казалось бы, верлибр – форма, обрекающая текст на всестороннюю свободность, то есть на независимость от существоваших ранее канонов, но человеческий разум и сердце не отменяли таких менее заметных понятий как собственно-авторский ритм. В нашем случае это подача текста, а также варианты его структуры плюс лексика. По сути, здесь тоже важно внимание к семантике текста, так как любой ритм "пляшет" от смысла.

потухший нож оставлен внутри 

 не дергай хотя бы 

 темные маки выпали из причин 

 ни за что 

 мы седые желуди что ли

 или нас подвели там

 скоро по ней в мороз заберутся теплые дети 

 и враги земли не спешат обратно

 пока цел шип роз правит сок его 

 косит царя цветок и

 и по локоть страха 

(Сергей Сдобнов)

3. Тематика

Чаще всего авторы "актуализма" стремятся "сфотографировать" реальность, при чём как в виде прекраснной фотографии, которая передаёт определённые чувства, эмоции, настроение и пр. Таким образом, тема стихотворения может быть любой: хоть абстрактной, хоть личной; главное, чтобы её визуальное воплощение было через какую-то тонкую деталь нашего пространства, поведения, слова и т.д.

Мы тогда, прикинь, пили,

 нас трое, Сопикова из "бэ",

 ещё одна, тоже теперь в восьмом.

 Нажрались, начали бутылки из окна кидать,

 и бабка какая-то стала лазить их собирать.

 Мы по ней: бутылками,

 пакет какой-то с водой выбросили,

 я потом подумал, прикинь, а если бы попали?

 (Дмитрий Кузьмин, «Их разговоры»)

4. Лексика и Семантика

Самое главное место "актуальщиков" – лексика и семантика. Их основной "удар" направлен именно туда, потому что это им кажется самым важным в тексте, и этого требует избранная ими форма - верлибр. Семантическая насыщенность гарантирует максимальное привлечение внимания к тексту "избранных" (тех, кто смогут разобраться). В действительности, текстуальная "загруженность" или "глубина" здесь не различаются, потому что это - субъективное восприятие какого-то события неординарным образом через свою систему знаков препинания, лексем и тому подобного.

[caption id="attachment_38271" align="alignleft" width="234"]Земное и небесное. Евгений Орлов, Пространство креста, 1993, 145х115, х.м. Из черновиков Аркадия Драгомощенко[/caption]

 В испарении радужном гласных

 яснее осин островов основы осенних кристаллов,

 как и ходьба, избывших корысть приумножения.

 Муравьи в окне. Вода и небо единственные, кто

 помнит либретто вечного возвращения,

сведенное к пористому афоризму…

(Аркадий Драгомощенко, «Ксении»)

Очевидно, что «актуальщики», имея какие-то сходные черты и характеристики, сливаются в общее русло, но это русло не может иметь общего течения, потому что сами «актуальные» поэты не идентифицируют свою похожесть на других, так как зациклены на поиске истинного себя, что метафизически отдаляет их от других.

Иногда приходит в голову, не близка ли современная поэзия поиску своего «я», себя в пространстве этого мира? Ведь, в принципе, поиск себя – главная цель истинного искусства. Так, однажды, Ася Энгеле сказала фразу, которая показалась определяющей для современного этапа поэтического творчества: «Вы видите этот мир так, а я - по-другому, но на самом деле мы с вами пишем об одном и том же». Тогда целью становится – вывод человека на новый уровень восприятия его действительности.

Но с другой стороны, распадом формы мы подтверждаем распад реальности на составляющие, в которых больше не существует лиричности. И самоопределяться становится все труднее.

Текст: Владислав Кириченко, Ольга Кондрахина

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения