Любовь всегда права

Жизнь очень проста! Нужно очень сильно постараться, чтобы ее усложнить!

А. Чехов

26 января спектакль «Кампанила св. Марка» пережил вторую премьеру или небольшое новоселье.: со сцены Центра им. Вс. Мейерхольда он переехал в уютный камерный зал театра «Открытая сцена».Авторскому проекту режиссера Никиты Кобелева (РАТИ-ГИТИС, мастерская проф. Кудряшова О.Л.) скоро исполнится 1 год, а истории, им рассказанной, уже более 100 лет, хотя писатель Михаил Шишкин  обратился к ней всего 3 года назад. Несмотря на все эти временные расхождения, постановка похожа на прелестную старинную музыкальную шкатулку: откроешь - и польется скрипучая музыка шарманки, замелькают потертые дагерротипы и саквояжи с наклейками городов и стран. Удивительно, как сочно при минимализме выразительных средств удалось передать эту атмосферу небольшому коллективу проекта.камп2На сцене — роман в письмах. Невероятно, но в начале 20 века мир был еще очень юн, наивен и романтичен. Люди верили, что могут переделать земную юдоль и устроить в ней счастье для всех. В этом смысле переход из 20-го в 21-ый, до краев начиненный всевозможными знаниями, рейтингами и технологиями, кажется куда более циничным и расчетливым. И никто уже не стремится осчастливить всех подряд - с собой бы справиться. А прошло всего 100 лет.История, рассказанная со сцены, абсолютно правдива и бесконечно трогательна. В 1900 году юная русская барышня с народовольческими идеалами, изучает медицину в Швейцарии. Там Лидия Кочеткова (Екатерина Смирнова) вопреки своим же представлениям о том, что европейцы безнадежно бездушны и неромантичны, влюбляется в сокурсника — швейцарца Фрица Брулбахера (Егор Сачков). Любовь героев, к несчастью для обоих,  окрашена в красный цвет борьбы за освобождение народа от царизма и всевозможных угнетателей. Фриц, впрочем, совершенно готов к тихому семейному быту с детьми и завтраками на лужайке. Похоже, что революционером он становится лишь благодаря энтузиазму своей возлюбленной Лидии, готовой превратить молодую жизнь в настоящую кузницу счастья для обездоленных.Свадебным путешествием для молодых стала поездка в Венецию. Герои посетили город в день обрушения знаменитого символа города, кампанилы св. Марка. Фриц обозначил это событие как предзнаменование трагических событий наступающего века. Лидия настроена более оптимистично: слом эпох представляется ей стартом в новое и прекрасное, а разрушение башни лишь укрепляет ее в мысли о невозможности жить в тихой семейной гавани, если люди в ее стране бедствуют. Девушка делает выбор. Она оставляет молодого, влюбленного мужа в Швейцарии и самоотверженно бросается в российские хляби спасть несчастное крестьянство.В нынешнем прагматичном веке интеллигенция уже хорошо усвоила, что «хождения в народ» народу не только не нужны, но даже вредны. Гораздо спокойнее существовать не пересекаясь, каждому в своем измерении. Молодежь начала 20 -го, напротив, истово жертвовала собой во благо тех, кому это благо не требовалось. Зараженная бациллой «народоволия», Лидия отправляется врачевать в глухую провинцию.Начинается переписка разлученных молодоженов. Шесть тысяч писем перышком и чернилами. В наше время, когда скоро и авторучка станет редкостью, такое почти невообразимо. Письма двух прекрасно образованных и духовно гармоничных людей становятся историческим документом и, невольно, свидетельством возмужания героев, смены их идеалов и становления личностей.Российская жуть начала прошлого века в описаниях Лидии исполнена трагизма и душевной, подлинно русской лиричности. Она печалит и пугает очевидной схожестью с сегодняшней жизнью русской провинции. В грустную задумчивость вводит также простая авторская ремарка о том, что письма из русского «медвежьего угла» в Цюрих приходили за три дня. Кажется, что неповоротливая Россия умеет только сдавать назад. Не об этом ли спектакль?кампКогда на подмостках только двое, вниманию зрителей хватает времени и места для изучения деталей. Художник Ольга Богатищева оформила действие с забавной и вполне художественной практичностью. Юная Лидия порхает в своих сказочных идеалах, и крылья бабочки ей очень к лицу. К тому же они отлично вписываются в антураж начала 20 века, когда в интеллигентных семьях увлечение энтомологией было в моде. Очень скоро критическая недостижимость целей превращает эти голубые крылышки в тяжелые полы тулупа, предваряющие в сознании страшное будущее сталинских лагерей. До репрессий герои не дожили, но мы-то знаем, что случилось дальше.Замечателен и бумажный красный флажок. Дешевенький, будто из современной рекламной акции, на сцене он умеет сказать так много: сначала об объединяющих героев мечтаниях, затем, преобразованный позже путем нехитрых комбинаций, флажок поведал об их разлуке физической и духовной — ему смирная Швейцария, ей - деятельный Красный крест.Девушка с мягкими славянскими чертами лица, юноша с острым носом швейцарского немца. Актеры похожи на своих персонажей очень условно и только внешне. Они не перевоплощаются в героев драмы, в замысле режиссера лишь иллюстрация талантливых и пронзительных писем друг к другу двух людей из тревожной эпохи знакомой нам так хорошо и так мало.Личная драма на фоне тектонического сдвига веков. Другие реалии, но какие современные душевные терзания и неизлечимые раны содеянных ошибок! Лидия слишком поздно понимает, что жизнь надо было прожить для себя, а не для мифических угнетенных масс. От этого страшного осознания и ощутимого до боли одиночества она умирает неизвестно где и когда.Такие пьесы хорошо показывать в школах вместо урока истории. Возможно тогда, будущие поколения не захотят делать революций, а станут просто любить друг друга. Мир не нуждается в переустройстве, если им движет любовь.

Текст: Дарья Евдочук

Фото: Алена Кириенкова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения