Вы здесь
Главная > Кино > Как сложно снять кино без Сильветт Бодро

Как сложно снять кино без Сильветт Бодро

В Северную столицу приехала живая легенда кинематографа – французский скрипт-супервайзер Сильветт Бодро. Её приезд вызван открытием в нашем городе киношколы «Международный Центр Кинопрофессий», обучающей таким киноспециальностям среднего звена как скрипт-супервайзер, оператор стэдикам и долли, ассистент режиссёра и оператора. Бодро более 60 лет работает скриптом и в разное время была правой рукой таких мэтров кино как Альфред Хичкок, Жак Тати, Луи Маль, Ален Рене и Роман Полански. С последним она недавно закончила работу над его новой картиной «Венера в мехах».

_MG_1655

На творческом вечере в «КиноТеатре Англетер» кроме главной гостьи, Сильветт Бодро, присутствовали скрипт-супервайзер Зои Зурштрассен и оператор стэдикама Ноэль Вери, сразу стушевавшийся на последние ряды зала и не сказавший ни слова, хотя послушать его никто бы не отказался. Сильветт – миниатюрная и очень живая женщина с фантастическим чувством юмора и энергетикой; даже не зная французского языка, по жестам и мимике можно понять, какую эмоцию она выражает. Войдя в кинотеатр, первое, что сделала Сильветт – сфотографировала зрительный зал. Почему? Ответ на этот вопрос становится понятен, когда ближе знакомишься с профессией скрипт-гёрл. Итак, чем же на площадке занимается скрипт-супервайзер.

_MG_1689

Профессия скрипта появилась во времена немого кино в Соединённых Штатах, а в 1925-27-х и во Франции. Изначально она называлась «секретарь на площадке», в 30-е годы – «секретарь продюсера», и человек, выполнявший эту работу, следил буквально за всем на съёмочной арене. Необходимость в скрипт-супервайзере появилась именно потому, что снимаемые в произвольном порядке сцены, обычно группируемые по месту съёмки, наводили ужас на режиссёров и продюсеров, которые после нескольких суток работы переставали понимать, что, когда и где они уже отсняли.

_MG_1638

С самого начала подготовки фильма скрипт работает со сценарием: следит за логикой текста, составляет список сцен и хронометрирует сценарий. Занимается с режиссёром раскадровкой и решает «проблему монтажности», т.е. выявляет логические несоответствия между разными дублями. Он подсчитывает количество использованной и оставшейся плёнки на каждый план и фиксирует все изменения на съёмочной площадке от декораций и грима до расположения камеры. В его обязанностях составление монтажного листа, в который записываются технические параметры дублей, учитываемые при монтаже, чтобы отснятые кадры соответствовали друг другу в любой момент времени.

_MG_1702

Важный  момент работы скрипта – следить за актёрами и записывать разницу между дублями: персонаж должен во всех кадрах одной и той же рукой курить и тушить сигарету, пить определённое количество воды и ставить пустой/полный стакан на стол. Но, как сказала Сильветт, «при монтаже режиссёрам важны те дубли, где актёры хорошо сыграли, а на монтажность им наплевать», поэтому порой они сознательно оставляют «киноляпы» в окончательном варианте фильма.

_MG_1712

Обо всех тонкостях профессии Сильвет Бодро рассказывала на примере работы с гроссмейстерами кинематографа. Ален Рене, работавший с ней над 17 фильмами, однажды сказал: «Если бы не было Сильветт Бодро, то «Хиросима, моя любовь» не существовала бы». Подобный знак благодарности выразил и Хичкок в излюбленной шуточной манере: на титульном листе сценария «Поймать вора» (1955) зачеркнул своё имя в графе «режиссёр» и вписал Сильветт. Трудно представить, сколько киношедевров не состоялись бы без незаметной, но очень важной работы скрипт-гёрл. Сельветт была, как она сама себя называет, «секретарём всей площадки» на трёх фильмах Луи Маля, на «Леоне» Люка Бессона и на 13 картинах Романа Полански, с которым начинала сотрудничать на фильме «Жилец» (1976).Она объездила с гениями весь мир и в 1959 году даже приезжала в Ленинград с группой фильма Марчелло Пальеро«Леон Гаррос ищет друга».

_MG_1657

В общей сложности ей довелось поработать на съёмках 121 фильма, но метод работы, по её словам, ничуть не изменился. Важнейшими качествами скрипт-супервайзера были и остаются наблюдательность и не обидчивость, потому что скриптам часто достаётся от разгневанных и властных режиссёров. В этой профессии нет слова «привычка», к каждому новому режиссёру и новому фильму необходимо адаптироваться. Хотя, конечно, режиссёрам свойственно работать с одной съёмочной командой, и Сильветт по этому поводу тонко заметила: «Режиссёры более верны своим скриптам, чем своим женщинам».

_MG_1619

Творческий вечер прошёл в неформальной и дружественной атмосфере. Сильветт показала свои похожие на репортажи с места съёмок личные записи, которые она до сих пор ведёт на бумаге от руки, и рассказала, как в сценарии для простоты ориентирования среди героев подчёркивает красным цветом стерв, а жёлтым — предателей. Зрители уже надеялись остаться слушать увлекательные истории Бодро до утра, но, к сожалению, из расчудесного мира кино пришлось вернуться к обыденности и спешить до закрытия метро.

Текст: Вероника Кломас

Фото: Cap&Cat

comments powered by HyperComments
Айшат Давудова
2013-06-22 21:52:57
Замечательный материал, большое спасибо!