Вы здесь
Главная > Около > "Фотография будущего" в Эрарте

"Фотография будущего" в Эрарте

Открытие одноименной выставки состоялось 7 июня в музее современного искусства «Эрарта». Это событие является частью целой череды проектов, реализуемых в рамках Года Германии в России 2012/2013. Девиз проекта соответствует названию и философии выставки : «Германия и Россия: строим будущее вместе».
До этого экспозиция была показана в Москве в Государственном центре современного искусства и в Нижнем Новгороде. Также выставка будет показана в других городах России и Германии.

Автор: Софья Грицкова

3

Вступительное слово на торжественном открытии произнес Фридрих Дальхаус  — директор Гёте-института в Санкт-Петербурге. По его словам, само название выставки оптимистично в том смысле, что указывает именно в будущее — оно провоцирует. Как можно представить себе фотографию будущего, ведь нельзя сфотографировать то, чего еще нет. В этом названии, в этом парадоксе, заложен еще и заряд для размышления о том, что же все-таки мы видим в этом будущем, которое хотим сфотографировать.

Фридрих выразил благодарность коллегам из Гёте-института и команде музея «Эрарта» за сотрудничество в этом проекте. Идея выставки принадлежит Эстер Рюльфс и Екатерине Лазаревой, которые являются кураторами выставки с немецкой и российской сторон. Они также выступили с речью на открытии.1

Куратор отдела фотографии Эстер Рюльфс заявила, что основной темой выставки является фиксация следов, то есть фиксация того, что остается после каких-то событий. В теории, истории и философии фотографии принято считать, что фотографии фиксируют и сохраняют для нас то, что было в прошлом. Современные фотографы Германии, особенно в период после объединения страны, как раз развивались в рамках этой цели, пытались поймать и зафиксировать эти следы. Таким образом, можно считать, что фотография — самое главное медийное пространство для фиксации наших воспоминаний. Исходя из всего этого, Эстер было интересно выйти из рамок «прошлого» и взглянуть в будущее.

Екатерина Лазарева, которая до этого момента курировала только свои выставки, рассказала об организации и концепции «Фотографии будущего». По ее словам, идея проекта состоит в показе новых работ, которые художники создали, руководствуясь идеей сфотографировать будущее.

Процесс отбора художников был трудоемким: «Мы должны были выбрать по пять художников из России и Германии. При выборе, делали акцент на тех, кто уже использовал тему будущего в своих работах. Это был довольно сложный процесс, так как даже представить, не то что сфотографировать, будущее, довольно сложно».

После отбора кандидатов, состоялась встреча художников в Москве, которая прошла в виде двухдневного семинара с участием философа Елены Петровской и медиатеоретика Йенсена Шретера. Затем художникам дали время на работу, а следом занялись составлением самой экспозиции, в которой уделяли внимание каждому произведению.

На выставке представлены документальные фотографии художников, которые работают с реальностью, например, Йенса Зундхайма или Евы Ляйтольф, на фотографиях которой присутствуют следы прошлого. На работах Евы запечатлены следы личного в казенном пространстве немецких приютов для юных беженцев-мигрантов, а на снимках Йенса — кузница будущих научных кадров. Некоторые художники использовали методы постановочной съемки, другие обращались к рекламной эстетике и реальным людям. Также на выставке можно увидеть работы Саши Пофлепа и Криса Вёбкена, которые использовали симулированную фотографию для представления альтернативных сценариев будущего в прошлом. Все эти подходы совершенно разные, но все они, так или иначе, относятся к тому, что мы видим в сегодняшнем дне и что бы нам хотелось изменить.

1

Многие использовали световые эффекты в своих работах (фотографии Беате Гютшо, Владимира Ефимова, Ольги Чернышевой и др.), что еще больше подчеркивало их футуристичность. Каждая фотография наводит на размышления, заставляет задуматься о будущем, которое непосредственно связано с нашим настоящим. Значит, идею выставки можно считать оправданной, а цель её достигнутой.

comments powered by HyperComments