Вы здесь
Главная > Кино > "До Антиба в один конец": Долгий путь домой

"До Антиба в один конец": Долгий путь домой

На закрытии «Фестиваля кино Швеции» демонстрировалась картина «До Антиба в один конец».  Ричард Хоберт, режиссёр и автор сценария, обратился в фильме к вечно актуальной теме отцов и детей. Разбавив драму о коллизии поколений детективной линией и остроумным юмором, автор создал поучительную ленту на доступном каждому языке.

Antibes

Фильм повествует о вдовце Джордже, который однажды узнаёт, что родные дети хотят отдать старика в пансионат и получить наследство ещё до его смерти. Однако главный герой не дурак и решает перехитрить сына и дочь, которые успели завербовать и домработницу, обворовывающую его при каждом удобном случае. Все персонажи истории на протяжении фильма мечутся между чувством вины и обиды, рефлексируя на тему семейных обязанностей. Они пытаются отыскать виновного в распаде семьи, но упираются в свои же корыстные цели, отвергающие вариант простого прощения. Джордж в пору осени своей жизни осознаёт, что нет ничего страшнее, чем быть нелюбимым своими детьми. Автор на примере одной семьи говорит о неизменных человеческих грехах, которые проще понять и принять в других, когда заметишь их сначала в себе и рассмотришь при ярком свете.

Казалось бы, Хоберт мусолит давно избитую тему и предсказать мораль сей басни проще простого, но за фундаментальными вопросами о семейных ценностях стоит гораздо более многослойная проблематика. Фильм, что стало редкостью в мировом кино вообще, не грешит пустыми диалогами, в нём есть пара мудрых фраз в бергмановском духе. Картина даёт уставшему зрителю шанс подумать, не является ли смерть длиннее жизни, и возможно ли до конца простить себя. «До Антиба в один конец» незаметно и умело подводит зрителя к финалу, неторопливо, но быстро, как сама жизнь. Да, нам всем давно известно, что перед смертью при любом раскладе мы станем судорожно сожалеть об упущенных возможностях и  несказанных словах, но никто не мешает начать уже сейчас.

Antibes3

В фильме есть замечательный эпизод, обыгранный с юмором: на похоронах мужчины никто, даже священник, о нём не может сказать хорошего слова, но Джордж умудряется подобрать верные слова для чужого человека: «Никто не знает, что творилось в душе этого несчастного». Сложно в молодости быть не легкомысленным, как в старости – не утомившимся, но судить других всегда вредно для здоровья.

Режиссёр без лишнего сентиментализма показывает старость тела при юности духа: главный герой отправляется в Антиб не за пустяками, а «ради любви». Только для нового поколения он остаётся надоедливым стариком, мешающим жить в своё удовольствие. Картина оставляет ощущение, будто Хоберт написал великолепные диалоги и продумал до мелочей душу каждого персонажа, но, в конце концов, передумал снимать серьёзное кино и решил завернуть с этой идеей на колею комедии, где гробовщик будет беседовать с Буддой, Махаммедом и Конфуцием, а заодно и курить косячок. Сделав восприятие картинки предельно простым, режиссёр не отказался от символизма и превратил фильм в притчу об интересном приключении, которым и является смерть, как говорил Питер Пен.

«До Антиба в один конец» — фильм о старости и об ошибках, чуть ли не генетически передающихся в поколениях, о нежелании понять самых близких и простить. Достойный представитель современного шведского кино, выросший на лучших фильмах прошлого и напоминающий: единственное, что человек должен осознавать беспрерывно – свою смерть.

Текст: Вероника Кломас

comments powered by HyperComments