Вы здесь
Главная > Кино > Жизнь как болезнь со смертельным исходом

Жизнь как болезнь со смертельным исходом

На «Фестивале израильского кино» в Петербурге в кинотеатре «Аврора» показали последний фильм одного из самых известных современных израильских режиссёров – Асси Даяна. Философская чёрная комедия «Доктор Померанц» в очередной раз доказала блестящее реноме режиссёра.

dr_pomerantz

«Доктор Померанц» — рассказ об одном дне из жизни 64-летнего психолога, работающего волонтёром на «горячей линии» для потенциальных самоубийц. Чтобы подзаработать, он приглашает отчаявшихся людей прийти к нему домой на частный сеанс, и некоторые ходят к нему из года в год со своими неизменными проблемами. Однажды в ожидании психолога один такой экземпляр решает спрыгнуть с балкона квартиры доктора Померанца, 12 этаж которой как нельзя кстати подходит для стопроцентно летального исхода. Тогда у доктора, потерявшего работу за превышение служебных полномочий, появляется новый способ получить копеечку: он сдаёт квартиру, чтобы любой желающий из «клуба самоубийц» мог воспользоваться услугами его балкона…

Йоэль Померанц, роль которого исполнил сам режиссёр — типичный меланхолик со страстью к курению и цитированию Вуди Аллена. Живя в компании своего сына-работника парковки, одержимого выписывание штрафов, он, кажется, пренебрежительно относится и к жизни, и к смерти. Он удивляется, что живёт в стране, где даже умереть спокойно не дадут. Асси Даян в своём сценарии не пытается морализировать и доказывать, что суицид – это неправильно. Режиссёр показывает самоубийство как будничное и нормальное явление; он шутит над неудачными попытками покончить с собой, доводит до абсурда препятствия на пути суицидентов и без затей показывает расплющенные об асфальт тела. Хотя все клиенты доктора решаются спрыгнуть с балкона из-за простого человеческого горя, Йоэль для себя ищет ответ на самый главный философский вопрос, который чётко сформулировал Камю: стоит ли жизнь труда быть прожитой?

dr_pomerantz_4

Режиссёр культовой «Жизни по Агфе», адепт жанра сатирической комедии и мастер гротеска, снял экзистенциальную драму в виде фантастически весёлого представления, где смерть вызывает лишь смех, а жизнь – усмешку. Снятое легко и ненавязчиво, это кино говорит о самом главном преимуществе человека – о возможности самому выбрать, когда умереть, аннулируя страх перед внезапностью смерти. Оставив в финале место и для бытия и для небытия, режиссёр подобно братьям Коэнам с юмором смотрит на весь «кипиш» вокруг гамлетовского вопроса. Вероятно, Даян сумел найти идеальную художественную манеру, позволяющую размышлять о серьёзных проблемах с иронией. Не скатываясь до пропаганды жизни или культивирования смерти, кино, профанируя смерть, напоминает – да, и такое случается, но «в этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей».

Текст: Вероника Кломас

Добавить комментарий