Вы здесь
Главная > Около > "Новые дикие" в Эрмитаже

"Новые дикие" в Эрмитаже

24 мая на территории Главного штаба Государственного Эрмитажа прошла пресс-конференция по случаю открытия выставки «Против света. Немецкое искусство XX века из коллекции Джорджа Эконому».

1

Джордж Эконому в выступлении подробно рассказал о своей коллекции, чем он руководствовался при ее составлении, и что его вдохновило на ее создание.

Оказывается, огромное влияние на Джорджа оказал немецкий поэт Пауль Целан (1920-1970), который покончил с собой в приступе душевной болезни.

Джордж хотел сопоставить поэзию и живопись в своем собрании. Название коллекции напрямую связано с афоризмом известного поэта :»Не обманывайся: не эта последняя лампа вдруг стала давать больше света – просто темнота вокруг нее углубилась в саму себя».

Автор коллекции рассказал, что при её составлении большое внимание уделял вопросам гуманизма, а точнее тому, как удается быть гуманистом в тяжелые времена. Под тяжелыми временами Джордж Эконому подразумевает период упадка и цинизма в Германии после первой мировой войны.  В те времена искусство в стиле экспрессионизма и новой вещественности считалось дегенеративным и подлежало уничтожению.

Вернулся к жизни немецкий экспрессионизм только в конце 70-х – начале 80-х годов уже в работах неоэкспрессионистов и «новых диких» в Германии. «Новые дикие» — течение, возникшее в начале 1980-х годов, которого придерживались Георг Базелиц, Ансельм Кифер, Йорг Иммендорф и Маркус Люперц.

Скарлет Сматана заявила, что для Джорджа также была очень важна интеллектуальная, историческая и социально-культурная значимость работы.

В конце пресс-конференции Джордж Эконому выразил благодарность всем сотрудникам музея, которые помогли в проведении выставки, а в частности,  директору музея Михаилу Пиатровскому и доктору Дмитрию Озеркову, куратору выставки и заведующему сектором современного искусства Государственного Эрмитажа.

Сама выставка занимает три зала и состоит из двадцати шести работ таких художников, как Отто Дикса, Кристиана Шада, Георга Гроса, Конрада Феликсмюллера, Георга Базелица, Ансельма Кифера, Йорга Иммендорфа и  Маркуса Люперца.

В первом зале в глаза сразу бросается работа Вальтера Граматте «Большой страх». Полные безумия глаза, смотрящие с картины действительно вызывают подобные эмоции. Экспрессионисты часто обращались к бессознательному, иррациональному ужасу существования.

Работа Конрада Феликсмюллера «Нищий из Прахатице» рассказывает зрителю о нелегкой жизни маргиналов. Далее следуют работы с интимным подтекстом от Эрнста Людвига Кирхнера, Эриха Хеккеля и Макса Пехштейна и Георга Базелица.

Картины Кирхнера «Полуденный отдых дамы» (1912) и  Базелица «70-летняя модель снова поет» (2011) подчеркивают параллелизм двух эпох.

 3

В третьем зале перед зрителем предстают три внушительных размеров картины.

Первая — «Лесное поселение» Нео Рауха, изображающая битву эскапистов с техногенной цивилизацией. С первого взгляда ничего необычного в картине не проглядывается, но потом глаза опускаются на землю, на которой стоят люди…

Вторая картина в зале — Поверженный, то есть перевернутый (как и все у Георга Базелица) «Орел в кровати» — произведение немецкого неоэкспрессионизма, обозначившее усталость части художников от критической и исследовательской практики контемпорари-арта.

Третья работа под названием «Темпельхофом» (2011) принадлежит Ансельму Киферу. На ней изображено заброшенное здание гитлеровского аэровокзала-гиганта. Эта картина стала, пожалуй, главным акцентом выставки. Руины Темпельхофа запечатлены на холсте размером три на восемь метров. Создается впечатление, что куски материала, из которого она сделана, вот-вот рухнут на пол. Но одновременно, именно эта работа, как никакая другая, свидетельствует о силе и стойкости духа немецкого экспрессионизма.

Текст: Софья Грицкова

Добавить комментарий