Вы здесь
Главная > Театр > Флобер в ритме танго

Флобер в ритме танго

Жизнь — не сказка, принцев на белом коне не существует, страсть рано или поздно проходит, а за удовольствиями неизменно следует расплата. Мораль спектакля Гюстава Флобера «Мадам Бовари», премьера которого состоялась 25 мая в театре – фестивале «Балтийский дом», можно сформулировать одним предложением: «Любишь кататься, люби и саночки возить».

Более ста лет прошли с момента первого издания книги, а интерес к Флоберу не ослабевает. Однако режиссеру – постановщику Наталье Индейкиной удалось открыть в хорошо известном сюжете второе дыхание и превратить старое-доброе  в нечто новое. Действие в спектакле, в отличие от романа, происходит в послевоенные тяжелые годы XX века. Главная героиня, Эмма Бовари, так и не обретя столь желаемого ею счастья в супружестве, под звуки зажигательного танго бросается в омут страсти и порока, лжи и расточительства. Эмма, словно бабочка, стремится к огню, не понимая, что сгорит в нем дотла.

WzJjh_croper_ru

Еще до начала спектакля в глаза бросается крайняя убогость обстановки. Деревянная мебель, колченогие табуреты, пустые бутылки возле кровати. И… словно бы гость из другого мира, книга на столе. Жилище Эммы Руо и ее отца декорировано в серые и коричневые тона, пропитано лишь скукой и тоской. Дом Шарля Бовари, его матери и жены, на первый взгляд, гораздо более уютен. Но это лишь иллюзия! На самом деле и в нем царит такая же бедность.

Однако свет гаснет и начинается долгожданное действие. Вдалеке слышатся раскаты грома и шум дождя. На сцене появляется девушка с зонтом, она освещает зал фонариком. Так состоялось наше первое знакомство с главной героиней спектакля Эммой. Екатерина Решетникова выбрана на эту роль, как нельзя более удачно — хрупкое небесное создание с длинными светлыми волосами. Когда она кружится, словно бы парит в танце, кажется, что в унылую серую хижину, действительно, попала принцесса из сказки. Актрисе мастерски удалось воплотить в реальность образ легкомысленной мечтательницы, которой «хотелось бы жить в старинном замке и смотреть из своего окна, как к ней мчится принц на вороном коне».  До глубины души трогает своей искренностью игра  Константина Анисимова, изображающего комичного, нелепого и до безумия влюбленного в свою жену Шарля Бовари. Муж Эммы предстает в спектакле утрированно убогим, его голос, жесты, поступки, слепота и безоглядная вера меняющей любовников жене часто вызывают улыбку, однако скорее сочувственную, чем ироничную.

mCwvT_croper_ru

«Мадам Бовари»  восхищает не столько новаторской интерпретацией, сколько зрелищностью. Декорации постоянно меняются. На протяжении всего действия то и дело гаснет свет,  и когда сцена освещается вновь, мы видим уже совершенно новую реальность.  Удачной задумкой художника – постановщика Александра Мохова является ширма, отгораживающая одну часть сцены от другой, словно бы один мир от другого, чтобы время от времени приоткрываться, впуская мадам Бовари и нас вместе с ней, в совсем другую, яркую и роскошную жизнь.

Очень необычным режиссерским ходом является финальная сцена спектакля. Героиня выпивает яд и, умирая, танцует свой последний танец, все дальше и дальше уходя от зрителей и рыдающего супруга. Она идет по ступеням вперед — туда, где внезапно загорается свет, готовый поглотить заблудшую и грешную Эмму.

Спектакль «Мадам Бовари» — удивительно гармоничная по своему существу постановка, она захватывает и интригует с первых минут, кружит в вихре событий, проносящихся перед ветреной героиней, заставляя задумываться о себе самом. А правильно ли живет каждый из нас? Может быть, и мы тоже порой строим «замки из песка», не замечая счастья, которое совсем рядом?

Текст: Олеся МОСТЕПАНЮК

Добавить комментарий