Текст: Ульяна Дорохина
«Меня зовут Люсиль. И в моей голове миллиард мыслей»
Фильм «Мамина улыбка», на мой взгляд, шедевр французского кинематографа. В
который раз убеждаюсь, что только французам подвластно изобразить на экране
чувственные образы на первый взгляд обыденной жизни. Эта картина невероятно светлая,
проникновенно нежная и добрая, повествующая нам о двух жизнях: жизни в любви и
жизни без нее. Так случилось, что главная героиня в фильме на себе испытала и то, и
другое.
Жюльетт (Карин Вьяр) находиться уже 20 лет в состоянии депрессии, она всегда
печальна, отстраненна и задумчива, никогда не улыбается, всегда сосредоточена лишь в
самой себе. Ее дочь Люлю (Хлоя Куллу) испытывает недостаток в матери, которая так
далека от идеала девочки – певицы Джейн Биркин. Однако ненадолго заглянув в прошлое
матери, где та была так счастлива, Люлю (Люсиль) во что бы то стало решает
вернуть своей маме улыбку.
Фильм наделен изрядной долей юмора, жизненной философии и главной истиной –
счастье одного человека может повлиять на всех вокруг. Как это и произошло в семье
Жюльетт.
Дочь, в конце концов, отпустила нарисованный в своей голове идеал матери,
воплощенный в любимой певице. Ее место заняла настоящая мать, которая теперь стала
для Люлю идеальной. Разгадав тайну матери, девушка вдруг поняла, как 20 лет можно
держаться за воспоминание о большой любви. И обе женщины осознали, что если хочешь
что-то сделать, то не нужно себя в этом сдерживать.
Любовь, наполнившая сердца героев, заставившая их вновь ощутить вкус к жизни,
почувствовать ее полноту, раскрашивает в яркие цвета и сцены фильма. Герои лежат на
траве, такие веселые и беззаботные, что мы не только можем почувствовать их радость,
но даже ощутить свежий аромат цветов, которые их окружают. Прекрасна и последняя
сцена, выполненная очень профессионально с художественной стороны, в ней чувствуется
поэзия жизни. Жюльетт, медленно спускается по лестнице, зовет дочь, ей тяжело, но она
все равно идет, вся сцена окрашена в бледные тона, белые занавески качаются на ветру,
белая ночная рубашка, но вот Жюльетт видит Люсиль на лужайке, дочь оборачивается,
и мать, долгие годы безразличия ко всему, обнимает дочь. Мгновенная вспышка - и мы
видим все вокруг в ярких красках, в тонах жизни, в которой есть любовь. Это постепенное
напряжение сменяется эмоциональном взрывом.
Звуковое сопровождение фильма превращает картину в произведение искусства, а
отдельные ее кадры делает более экспансивными, другим же придает воодушевленный
порыв юности, и наконец позволяет нам упоенно наслаждаться моментом,
подкрепленным нужной песней – заслуга композитора фильма Эрика Невё.
Актерская работа выполнена на высоте. Все роли исполнены настолько точно, идеально и
верно, что невозможно выделить главного героя. Каждый из них рассказал свою историю,
затратив для этого рекордно малое количество слов. Они пережили судьбы героев и
теперь, слившись с ними, они рассказывают их истории нам.
Финал фильма открыт и это лучшее, что могла сделать Карин Тардьё, режиссер фильма.
Потому как каждый при просмотре найдет для себя то, что искал, поймет так, как захочет
понять, но главное - это то, что в его сердце пусть ненадолго, но проникнет любовь,
которая, как известно, творит чудеса.