Вы здесь
Главная > Кино > Красота по-немецки

Красота по-немецки

На киностудии «Ленфильм» 29 и 30 марта Гёте-институт представил весеннюю сессию
кинопроекта «FILMFORUM ТУР», посвящённого исполнению 101 года Студии Бабельсберг.
Немецкая студия была построена в 1911 году и стала местом работы для экспрессионистов
Фрица Ланга и Фридриха Вильгельм Мурнау, здесь же Лени Рифеншталь во времена нацистской
Германии монтировала выдающийся пропагандистский документальный фильм «Триумф воли»;
сегодня студия стала интернациональной площадкой, на которую приезжают снимать такие
живые классики кино, как Роман Полански, Квентин Тарантино, Энди и Лана Вачовски.

Автор: Вероника КЛОМАС

1

Открыл программу сопровождаемый живой музыкой немой фильм 1913 года «Пражский
студент», отреставрированную копию которого впервые показали в феврале на Берлинском
кинофестивале. Перед началом показа для зрителей увлекательный экскурс в историю
совершил киновед Андрей Андреев. «Пражский студент» Стеллана Рюэ стал одним из
первых представителей так называемого художественного кино, которое было призвано
превратить кинематограф из ярмарочного аттракциона в высокое искусство, рассуждающее
на благородные темы. Так же картина представляет собой пример немецкого «авторского
кино». В начале 20-го столетия этот термин имел совсем иное от современного значение:
тем самым автором был человек, чьё художественное произведение обычно ложилось
в основу фильма. Автор «Пражского студента», чьё имя первым появляется и в титрах, –
писатель и поэт Ханнс Хайнц Эверс, он был первым, кто написал текст, непосредственно
предназначенный для кинопостановки. Оператор картины – Гвидо Зибер – в своё время перенёс
офис компании «Немецкий биоскоп» под Берлин, где и организовалась студия “Бабельсберг”.

«Пражский студент» – мистический рассказ о бедном студенте, заключающим сделку с
загадочным ростовщиком Скапинелли: пообещав юноше богатство и любовь, он желает
забрать любое, что захочет, из его комнаты. Балдуин соглашается, и таинственный незнакомец
уходит вместе с его изображением в зеркале. Отражение начинает преследовать своего
хозяина, доводя студента до отчаяния. Кино со знакомым фаустовским сюжетом раскрывает
тему двойничества в Праге времён Кафки; Эверс соединяет жуткие образы Эдгара По и
поэзию Альфреда де Мюссе. В эпоху «театрализации» кино главную роль в фильме исполнил
выдающийся немецкий актёр Пауль Вегенер. «Студент», мрачный шедевр немого кино, стал
первым немецким фильмом, для которого была написана специальная музыка, и одним из
первых фильмов ужасов.

Во второй день демонстрировалось одно из новейших творений студии – трагикомедия «Берлин,
Боксхагенер платц» 2010 года – экранизация романа Торстена Шульца.2 Постановщик фильма,
Матти Гешоннек, учился на режиссерском факультете ВГИКа (мастерская Георгия Данелия), но, не
окончив, вернулся для работы ассистентом режиссёра в ГДР. Картина «Боксхагенер платц» – как
точно заметил лектор Александр Марков – «признание в любви к Берлину». История юноши по
имени Хольгер и его семьи, разворачивающаяся в 1968 году во время политической и сексуальной
революции. Наблюдая за отношениями бабушки с противоположным полом, с бывшим нацистом
Винклером и кладбищенским работником Карлом, и самостоятельно пытаясь расследовать
убийство, мальчик переступает черту дозволенного. Неплохая кинолента с фантастическим
чувством юмора и отличной работой известного художника-постановщика студии “Бабельсберг”,
Лотара Холлера.

В мае и июне бесплатные кинопоказы, посвящённые 101-летию Студии Бабельсберг, пройдут на
Студии документальных фильмов и Киностудии научно-популярных фильмов соответственно.
В мае покажут «Фауста» великого Мурнау и музыкальную комедию «Конгресс танцует» Эрика
Хареля, а летом – драму Франка Бейера «След камней» и сатирическую фантасмагорию 90-
х «Последнее из ГДР» Йорга Фота – немецкие фильмы, которые стоит смотреть и пересматривать.

comments powered by HyperComments