Вы здесь
Главная > Театр > До «Встречи в России»!

До «Встречи в России»!

С 9 по 14 апреля в театре «Балтийский дом» состоялся XV ежегодный форум русскоязычных театров «Встречи в России». Петербуржцы и гости города, жители России, Ближнего и дальнего  зарубежья в эти теплые весенние деньки, позабыв все былые обиды и разногласия, снова стали одной семьей.

В форуме приняли участие театральные коллективы разных стран: Беларуси, Молдовы, Эстонии, Украины, Армении, Кыргызстана, Грузии, Таджикистана, Узбекистана, Израиля, Латвии.

Белоруссия. Над пропастью во ржиОткрыл фестиваль музыкальный спектакль Брестского академического театра драмы из Беларуси «Над пропастью во ржи» по культовому роману Джерома Сэлинджера. Постановка воссоздает атмосферу старой Америки с ее юбками в стиле ретро и джазово-рокенрольными ритмами. Новаторским ходом режиссера-экспериментатора Тимофея Ильевского стала диалоговая форма изложения истории юного Холдена Колфилда. В постановке рассказ подростка  постоянно прерывается, дополняется и уточняется репликами вспомогательных героев, которые, не принимая непосредственного участия в действии, тем не менее, делают спектакль более насыщенным, эмоциональным и веселым. Драматические моменты в постановке чередуются  с комическими, развитие сюжета сопровождается зажигательными песнями и забавными плясками. Конечно, шуточная, пародийная интерпретация «Библии всех подростков» довольно непривычна для сторонников классической школы реалистического театра. Однако Тимофей Ильевский не боится импровизировать, делая уже привычное новым, превращая традицию в новаторство.

Армения. АбанаматСпектакль «Абанамат» Государственного русского драматического театра им. К.С. Станиславского (Армения)  посвящен непростой судьбе Сергея Довлатова, карьеру которого перечеркнул суровый вердикт: «печатать вряд ли представляется возможным». Режиссер Александр Григорян объединил свыше 10-ти  рассказов писателя: «Зона», «Наши», «Ариэль» и «Солдаты на Невском» в одну композицию с различными и порой печальными, а порой комическими, порой реалистическими, а порой почти абсурдными сюжетами. Единство постановки обеспечивает только главный герой, принимающий все удары судьбы с неиссякаемой, хотя и горькой иронией. Спектакль переносит нас в 70-е застойные годы, трудные и мучительные для авторов того времени. Талантливая режиссерская работа и блестящая актерская игра позволяет ощутить, будто бы в действительности, на себе зловонное дыхание эпохи застоя, заглушить которое не способны были даже такие  прогрессивные авторы, как Сергей Довлатов. Действие сопровождает музыка советских композиторов: Пахмутова, Дунаевского и  Соловьего-Седого, еще больше усиливающая ощущение «путешествия в прошлое» и  как нельзя лучше передающая внутреннее состояние героев.

 Тбилисский государственный академический русский драматический театр имени А.С. Грибоедова (Грузия) представил на суд зрителей свою версию необычной повести Л. Н. Толстого «Холстомер. История лошади». Полутемная, медленно вращающаяся по кругу сцена, не то деревья, не то статуи со всех сторон, обступившие ее, и старый, изможденный мужчина, заключенный внутри этого страшного действия. Гнетущее ощущение еще больше усиливает мерцающий свет и тяжелая мрачная музыка. Это мистическое зрелище стало началом истории мерина Холстомера, которому «посчастливилось» родиться не таким как все, а пегим. Старость неизбежна, но… «у кого-то она возвышенная, а у кого-то гадкая, у меня она и возвышенная, и гадкая одновременно» – рассказывает Валерий Харютченко нелегкую историю жизни Холстомера. Его голос спокоен, тих, а движения совершенно лишены патетики, однако вся фигура актера проникнута такой тоской и бесконечной усталостью, что мы понимаем, что этот человек не играет, а по-настоящему живет чувствами, мыслями и страданиям своего героя. Трагедийность сюжета и мрачность красок своевременно разбавляются яркими костюмами, нарядными вечерними туалетами, песнями и плясками цыган, которые, словно островки радости и надежды, спасают от бушующего океана тоски и отчаяния, но лишь на короткие мгновения.

Тбилиси. Холстомер. История лошади

В этом году фестиваль обогатился новыми именами. Молодежный драматический театр  «С улицы Роз» (Молдова), Русский театр драмы имени Ч. Айматова представили премьерный показ своих спектаклей. Гармоничное переплетение драмы и юмора, действия и музыкального сопровождения, мистики и самого что ни на есть повседневного реализма,  необычные, надолго приковывающие к себе взгляд декорации, а самое главное, захватывающий сюжет – все это надолго останется в памяти у зрителей.

Специальная программа «Избранное» порадовала лучшими спектаклями последних лет. Это еще одна возможность для поклонников фестиваля увидеть полюбившиеся постановки, а для новичков – познакомиться с захватывающими и совершенно уникальными действами.

Бесспорно, трудно определить, какой из спектаклей самый лучший. Почти все они, за редким исключением, хороши: каждый в своем жанровом, стилевом и композиционном своеобразии. В этом году премию  К. Лаврова за лучший спектакль получил Молодежный театр Узбекистана (Ташкент) за свою забавную, красочную постановку «Принцесса Турандот». Необычная сказка для взрослых о всепоглощающей, порой доходящей до безумства, любви, с удивительно яркими, богатыми и разнообразными декорациями покорила зрительские сердца, напомнив им о том, что настоящая любовь  все-таки существует.

Шесть дней пролетели незаметно, и  теперь, когда XV фестиваль остался позади, хочется сказать его участникам «До встречи в России», искренне надеясь, что именно так и будет!

Автор:Олеся Мостепанюк

comments powered by HyperComments